Ratio, revelatio, illuminatio в христианской культуре Запада и Востока Европы: расшифровка дискусии
Опубликована транскрипция пятой академической дискусии из цикла "Дискуссионное Средневековье", которая прошла в Лаборатории 17 апреля 2014 года.
Светлана Александровна Яцык. Иногда мне кажется, что Ваше предположение совершенно верно, поскольку, помимо описанной мной процедуры, использовались и гораздо более прагматичные методы "фильтрации" неугодных святых, например, немотивированные отказы на запросы на канонизацию, присланные из регионов, не входивших в сферу интересов папы, или отбор свидетелей. Поэтому да, возможно, роль власти и авторитета папы сопоставима с ролью ratio.
Михаил Владимирович Дмитриев . Если бы я был наглым студентом, в таком случае я задал бы следующий вопрос: не кажется ли Вам, что рациональность, которую мы наблюдаем применительно к святости, суть рациональность «циническая» ? Не из прагматических ли нужд церкви как института спасения и института власти исходили, выбирая, кого можно, а кого нельзя назвать святым? Оставалось ли в канонизации хоть что-то от христианской тайны?
Светлана Александровна Яцык. Говоря о прагматике, я бы согласилась с тем, что существовало некое искусственное ограничение количества канонизируемых святых. Об этом писал тот же Остиец: он говорил, что чем меньше людей будет признано святыми, тем сильнее эта небольшая группа будет почитаема. Здесь можно провести аналогию с Нобелевской премией: она выдается так редко и отбор кандидатов на получение этой премии так строг, что это защищает ее от девальвации (по крайней мере, в глазах сторонних наблюдателей).
Олег Сергеевич Воскобойников. Если оставаться в рамках ratio, пожалуй, нет. Что может быть более иррациональным, чем святость и вера в чудо? С другой стороны, без этой веры не обойтись. Недавно я читал лекцию в МГУ, между делом сказал "мы же с вами - серьезные люди, в чудо не верим. Поднимите руки те, кто верит в чудо" - и две трети сидящих в аудитории подняли руки.
Михаил Владимирович Дмитриев . Наших западных коллег часто шокирует мысль о том, что здесь, на Востоке Европы, было что-то, чего не было там, на Западе и что может помочь понять лучше и западную культуру, и культуру христианской Европы в целом…Обратите внимание, даже здесь сегодня собрались исключительно специалисты по западному средневековью. Кроме меня, нет ни одного человека, занимающегося православным миром. Это дань некому автоматизму: ученый выбирает или Запад, или Восток. В крайнем случае, Китай… И это очень странно, потому что в условиях некоторого истощения научного тонуса (и о Западе, и о Востоке порознь уже сказано столько, что, кажется, сложно найти что-то новое, а релевантное знание - это новое знание), в сущности, это вопрос о различиях и сходствах - главный вопрос, который должен бы всех занимать. В этих условиях проходить мимо потенциала компаративистского исследования, на мой взгляд, странно… Сопоставление уже известных и изученных материалов из опыта двух христианских традиций - может ли это стать познавательно продуктивным подходом? На мой взгляд, может.
Светлана Александровна Яцык. Я бы хотела вернуться к фигуре Макса Вебера, чье имя сегодня уже неоднократно упоминалось. Английский историк Дэвид д'Аврэ сейчас занимается тем, что применяет методы веберианского анализа рациональности (Вебер, как известно, выделил 4 типа рациональности: инструментальную, формальную, целевую и субстантивную) для того, чтобы описать рациональность средневековой рациональности. Он, разумеется, фокусирует свое внимание на Западе; мне представляется, что было бы интересно применить этот подход к исследованию православной религиозности.