• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Бойцов выступил с докладом об истории помазания на царство

2 марта 2014 г. Михаил Бойцов прочитал доклад "Помазание на царство: от Саула до Штауфенов и далее" на конференции "Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции". Москва.

Михаил Бойцов выступил с докладом "Помазание на царство: от Саула до Штауфенов и далее" на международной научной конференции "Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции", организованной Еврейским музеем и Центром толерантности, а также Институтом стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова.



Аннотация доклада:

Помазание на царство – один из немногих ветхозаветных политических ритуалов, сохранявшийся (хоть и с перерывами) в европейской политической практике вплоть до XX в. Роль и смысл этого ритуала, естественно, неоднократно менялись, как и техника его выполнения. Тем не менее сложившиеся ритуальные практики не заслоняли исходный текст: смысл ритуала всякий раз выявляли заново, перечитывая ветхозаветное слово, освежая его значение, а не оглядываясь на устоявшуюся обрядовую традицию. Слово это само по себе допускало двойственность, на которую до сих пор в литературе о средневековых помазаниях вовсе не обращали внимания. Помазание обычно трактуется историками как средство продолжить определенную символическую традицию возвышения государя, вписать в нее всякого нового помазанника. Однако в Ветхом завете у помазания есть и совершенно иная сторона - «революционная», ведь помазание оказывается средством отмены любых предшествовавших правил поставления правителя, основанных на сколь угодно авторитетном праве или сколь угодно давней традиции. Между тем «революционный» характер помазания Саула или Давида как нельзя лучше подходит к ситуации, когда благодаря перевороту, совершенному Каролингами, в христианской Европе и случилось возрождение ветхозаветного обряда. Дальнейшее развитие ритуала (и его значений) на средневековой почве, во-первых, колебалось между идеями «революционности» и «традиционализма», а во-вторых, приводило к «расслоению» изначально единого сакрального действия на отличающиеся по ценности уровни, несшие разные смыслы и требовавшие для себя различного технического оформления.


Программа конференции