• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Лаборатории медиевистических исследований прошла шестая академическая дискуссия из цикла «Дискуссионное Средневековье». Тема: "Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы"

29 мая 2014 года Сергей Аркадьевич Иванов выступил в семинаре с докладом «Эрозия святости в Византии: Никон Черногорец».

Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы.

 

Такой теме была посвящена прошедшая 29 мая 2014 г. на факультете истории НИУ ВШЭ шестая академическая дискуссия из цикла «Дискуссионное Средневековье», организуемого Лабораторией. Эти встречи преследуют несколько целей: перед участниками стоит задача, во-первых, выносить на обсуждение именно дискуссионные вопросы истории Средневековья и средневековых культур на Востоке и Западе Европы; во-вторых, ставить вопросы так, чтобы материалы дискуссий помогали «ферментировать» наши университетские курсы, всячески будить любознательность (и креативные сомнения!) студентов и преподавателей; в-третьих,  постоянно спрашивать: а в чем же на самом деле состоят те  или  различия  между  культурами латинского и восточнохристианского мира. Из таких задача исходила и предложенная («на вырост», как обычно) аgenda дискуссии:

- понимание святости на «латинском» Западе и на православном Востоке в Средние века: богословские учения, концепты культуры, дискурсы и мера их различий…;

- политические и социальные функции культа святых: как подать эту тему компаративистски в наших университетских курсах?

- культ Христа ради юродивых – специфически восточнохристианский феномен?

- эволюция культа святых в России и на Западе Европы в XVII – XVIII вв.: конвергенция?

- какие следы культы святых оставили в дехристианизированных культурах Запада и Востока Европы?

За каждым из поставленных вопросов стоит большая и важная научная проблема, и каждый может быть остро поставлен в университетских аудиториях…

В этот раз непредвиденные обстоятельства не позволили всем запланированным докладчикам принять участие в семинаре, и он построен вокруг блестящего выступления ведущего российского византиниста Сергея Аркадьевича Иванова «Эрозия святости в Византии: Никон Черногорец». Речь шла о византийском авторе («Пандекты» и «Тактикон»), оказавшем огромное влияние на книжность славянских стран. С.А. Иванов рассказал о своей работе над сфотографированной в свое время В.Н. Бенешевичем уникальной греческой рукописью «Тактикона», в которой Никон Черногорец задавался вопросом,  о каких святых писать жития, в чём именно видеть их святость, кто свят и кто – не свят, всегда ли святость выражается в соответствующих деяниях, не «иссякает» ли святость в «наше время» и пр. Вопрос о критериях святости в византийской агиографии был центральным для данного сочинения Никона Черногорца, долго изучавшего традиции своего времени и вглядывавшегося то, что происходило вокруг него, и  он же стал центральным  для доклада С.А. Иванова.

Дискуссия, объединившая более 30 участников, была очень живой и заинтересованной, вводящей в самое существо большой компаративистской проблематики: одинаковой ли была логика предлагаемых на Западе и Востоке христианского мира в средние века нормативных идеалов святости? не является ли культ юродивых (парадоксальных святых, чье поведение есть очень часто «антимодель» святости и чья святость, соответственно, закрыта от внешнего наблюдателя чередой выходок, которые и призваны закрыть христианский подвиг юродивого густым  покровом действий, полярно противоположных христианской добродетели…) ключом к выявлению структурных, устойчивых особенностей понимания святости в зрелой византийской культуре? не противоположна ли логика virtus heroicа, логика «заслуг» и логика социального служения, на которых чаще всего строится латинская агиография, логике «сокрытой» и «незаслуженной»  святости, которую столь же часто предлагают агиографы византийско-православного мира?

Не исключено, что данная проблематика станет в ближайшем будущем предметом целого ряда и исследовательских, и учебно-дискуссионных семинаров и коллоквиумов ЛМИ. Во всяком случае, второй семинар по теме сравнительных подходов к истории  святости состоится 11 сентября, а научная конференция на ту же тему – 13-14 ноября 2014 года.