• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книжные новинки 2022 года. Искусство.

Мондзен М.-Ж.

Мондзен М.-Ж. Образ, икона, экономия: византийские истоки современного воображаемого / пер. с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C, 2022.

Французский историк искусства и философ Мари-Жозе Мондзен рассматривает особенности иконоборческого кризиса VIII–IX веков и прослеживает связь между византийской иконой и ролью изображения в современном мире. Ключом к пониманию силы и воздействия образов становятся раннехристианские тексты отцов Церкви.
Размышления о месте иконы в религиозной и политической жизни Византии приводят Мондзен к оригинальной концепции, в которой абстрактная живопись XX века восходит к иконописи, господство церкви приравнивается к власти современных СМИ, а техника фотографии выступает наглядным подтверждением христианской концепции. 
Мари-Жозе Мондзен (р. 1942) – французский философ и историк искусства, специалист по византийской культуре и теории образа. Директор Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже.

Воскобойников О.С.

Воскобойников О. С. 16 эссе об истории искусства. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022.

Эта книга – введение в историческое исследование искусства. Она построена по крупным проблематизированным темам, а не по традиционным хронологическому и географическому принципам. Все темы связаны с развитием искусства на разных этапах истории человечества и на разных континентах. В книге представлены различные ракурсы, под которыми можно и нужно рассматривать, описывать и анализировать конкретные предметы искусства и культуры, показано, какие вопросы задавать, где и как искать ответы. Исследуемые темы проиллюстрированы многочисленными произведениями искусства Востока и Запада, от древности до наших дней. Это картины, гравюры, скульптуры, архитектурные сооружения знаменитых мастеров – Леонардо, Рубенса, Борромини, Ван Гога, Родена, Пикассо, Поллока, Габо. Но рассматриваются и памятники мало изученные и не знакомые широкому читателю. Все они анализируются с применением современных методов наук об искусстве и культуре. Издание адресовано исследователям всех гуманитарных специальностей и обучающимся по этим направлениям; оно будет интересно и широкому кругу читателей. Книга номинант премии Дмитрия Зимина «Просветитель».
  Доброва У.П.

Доброва У. П. Сикст IV и художник папского двора Мелоццо да Форли. Ренессанс в Италии. М.: Слово, 2022.

В книге искусствоведа Ульяны Добровой рассказывается о том, как при понтифике Сиксте IV сложилась римская художественная школа, как он выстраивал культурную политику, при помощи нее укреплял свою власть, и какую роль во всем этом играл некогда странствующий свободный художник Мелоццо да Форли. Оказавшись в Риме, мастер столкнулся с задачей одновременно политической и художественной. Результатом такого симбиоза стали прекрасные произведения искусства, такие как фреска Вознесение в церкви Санти Апостоли, фреска Учреждение Ватиканской апостольской библиотеки и декорация сакристии Сан Марко в соборе Санта Каза ди Лорето – Святого дома Богоматери в Лорето.

 

 

Майзульс М.Р.

Майзульс М. Р. Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

Гербы и флаги с изображением скорпионов, экзотические тюрбаны и колпаки, крючковатые носы, рыжие волосы, багрово-красные, черные или даже синие лица, неестественно вывернутые позы, непристойные жесты и злобно-агрессивные гримасы. В искусстве средневекового Запада применялось множество знаков, которые маркировали и обличали иноверцев (иудеев, мусульман и язычников), еретиков, других грешников и отверженных. Всех их соотносили с «отцом лжи» – дьяволом, а также друг с другом, словно они были частью глобального сговора против христианского социума. Язычников-римлян порой представляли в иудейских шапках и с псевдоеврейскими надписями на одеждах, иудеев – в мусульманских чалмах, а мусульман обвиняли в том, что они поклоняются идолам и взывают к древнеримским богам. В новой книге медиевист Михаил Майзульс показывает, как с XII по XVI в. конструировался образ врага, как в пространстве изображений и на улицах городов работали механизмы стигматизации и как приемы, возникшие в Средние века, перешли в памфлеты, плакаты и карикатуру Нового времени.

 

 Майзульс М.Р.

Майзульс М. Р. Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

С глубокой древности люди не только создают изображения или поклоняются им, но и атакуют их: разбивают, сжигают, порой специально увечат – обезглавливают или ослепляют. Чаще всего насилие обрушивается на образы (чужих) богов и (низвергнутых) правителей. Оно сопровождает большинство религиозных и политических революций, а также многие вооруженные конфликты, но при этом встроено и в повседневность – в отношения, которые человек выстраивает с миром невидимого, властью и другими людьми.
Эта книга посвящена различным мотивам, которые побуждали атаковать визуальные образы в Европе. долгого Средневековья.. От. мести. демонам и грешникам, нарисованным на листах рукописей, до избиения статуй святых, чтобы принудить их к помощи. От иконоборческой войны, которую протестанты-иконоборцы вели против католических. идолов., до моральной цензуры, которая спешила прикрыть или скрыть от взора изображения нагих тел.

 

Роджерс Н.

Роджерс Н. Брейгели: Жизнь и творчество в 500 иллюстрациях / пер. с англ. А. Андреева. М.: Эксмо, 2022. 

Мы поражаемся технике Брейгелей. Их кисть творила чудеса. Даже очень мелкие предметы на картинах выписаны так искусно, что их можно рассмотреть в деталях. Это очень богато иллюстрированное издание отправляет зрителя в истинное путешествие открытий через картины и шаг за шагом раскрывает многослойный, часто морализирующий смысл многих деталей. Авторы делают доступным творчество Брейгелей на основе обширных и содержательно аргументированных текстов. Все это предлагает освежающий взгляд на работы мастеров.

 

 

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.