• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воркшоп «Тема "нечистых народов" в культуре Русского государства в конце XVII в.»

Мероприятие завершено
Во вторник 25 мая 2021 года в 18.00 Лаборатория медиевистических исследований, Центр франко-российских исследований в Москве и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ проводят онлайн воркшоп из серии «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени» на тему «Московиты против мадиамлян, амаликитян и жителей Иерихона? Тема "нечистых народов" в культуре Русского государства в конце XVII в.» Одна из главных тем этой серии семинаров и вокршопов – дискурсы религиозного насилия в христианских культурах Средних веков и раннего Нового времени в «латинских» и византийско-православных регионах Европы.

В центре внимания очередного семинара — вопрос о том, с какими именно богословскими, экзегетическими, религиозно-ментальными установками коррелировала тема «священной войны» в культуре Московской Руси. Воркшоп откроется докладом Олега Владимировича Русаковского на тему «Ветхозаветные образы врага в русских дискурсах "священной войны" конца XVII в.: некоторые предварительные наблюдения».

Олег Владимирович Русаковский: PhD (Университет Тюбингена), научный сотрудник Центра Истории России Нового времени ФГН НИУ ВШЭ; область научных интересов: военная история, культурная история насилия в Европе и России Раннего Нового времени.

Приглашаются все заинтересованные. Чтобы принять участие в воркшопе, пожалуйста, зарегистрируйтесь по ссылке. Если Вы хотите подготовить выступление по программе воркшопа, пожалуйста, напишите Михаилу Владимировичу Дмитриеву, dmitrievm300@gmail.com.

 


Значимая книга из данной области исследований:
  1. Elssner Th. R. Josua und seine Kriege in jüdischer und christlicher Rezeptionsgeschichte. Stuttgart, 2008 (книга доступна по электронной подписке ВШЭ).
Из работ, посвященных взгляду на «иноверцев» в Московской Руси:
  1. Булычев А.А. История одной политической кампании XVII века. Законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М.: Языки славянской культуры, 2004
  2. Дмитриев М.В. Московская Русь перед лицом «иноверия»: восточнохристианская модель религиозно-культурного плюрализма? // Средневековая Европа: Восток и Запад. М.: Издательский дом ВШЭ, 2014. С. 233-324.
  3. Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв. М., 2019. Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв. М., 2019.
  4. Опарина Т.А. Конфессиональные нормы принятия русского подданства шляхтичами-католиками Речи Посполитой (первая половина XVII в.) // Z dziejów kultury prawnej. Studia ofiarowane Profesorowi Juliuszowi Bardachowi w dziewięćdziesięciolecie urodzin. Warszawa, 2004. С. 149-168.
  5. Опарина Т.А. Представления о христианине другой конфессии в России первой половины XVII в. // Древняя Русь и Запад. М., 1996.
  6. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии Новосибирск, 1998.
  7. Опарина Т.А «Книги литовской печати» в «спецхране» Московского Кремля // Славяноведение, 2002,  № 2, с. 140-148.
  8. Орленко С.П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века. Правовой статус и реальное положение. Москва: Древлехранилище, 2004
  9. Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887
  10. Цветаев Д.В.  Протестанство  и  протестанты в России до эпохи    преобразований. M.,1890.
  11. Bushkovitch P. Orthodoxy and Islam in Russia, 988-1725 // Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen. 14. – 17. Jahrhundert. Hrsg. von L. Steindorff. Wiesbaden, 2010 (=Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte, 76). P. 117-144.
  12. Dmitriev M. Muslims in Muscovy (Fifteenth through Seventeenth centuries): Integration or Exclusion? // Religious Minorities, Integration and the State. Ed. by J. Tolan, I. Jablonka, N. Jaspert, J.-Ph. Schreiber. Turnhout: Brepols Publishers, 2016. P. 85-102.
  13. Kappeler A. Russlands erste  Nationalitäten. Das Zarenreich und die Völker der Mittleren Wolga vom 16. Bis 19. Jahrhundert. Köln-Wien: Böhlau Verlag, 1982
  14. Kivelson V. Cartographies of Tsardom. The Land and its Meanings in 17th-century Russia. Cornell UP, 2006
  15. Khodarkovsky M. The Conversion of Non-Christians in Early Modern Russia // Of Religion and Empire. Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia. Ed. by R. P. Geraci and M. Khodarkovsky. Ithaca and London: Cornell University Press, 2001, 115-144 - xerox
  16. Khodarkovsky M. Russia’s Steppe Frontier. The Making of a Colonial Empire, 1500-1800. Indiana Univ. Press, 2002
  17. Nolte H.-H. Religiöse Toleranz in Russland 1600-1725. Göttingen, 1969 
  18. Nolte H.-H. Verständnis und Bedeutung der religiösen Toleranz in Russland, 1600-1725. Zur Kirchlichkeit des Moskauer Reiche // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge, XVII (1969), S. 494-530      
  19. Pelenski J. Russia and Kazan. Conquest and Imperial Ideology (1438-1560s). The Hague-Paris: Mouton, 1974
  20. Romaniello M.P. The Elusive Empire. Kazan and the Creation of Russia. 1552-1671. The Univ. of Wisconsin Press, 2012
  21. Rowland D., Biblical Imagery in the Political Culture of Early Modern Russia: The Blessed Host of the Heavenly Tsar // Medival Russian Culture. Edited by M. S. Flier, D. Rowland. London 1994. Vol. 2. P. 182 – 212.
  22. Scharf C. Konfessionelle Vielfalt und Orthodoxe Autokratie im früneuzeitlichen Russland // Deutschland und Europa in der Neuzeit. Festschrift für Karl Otmar Freiherr von Aretin zum 65. Geburtstag. Stuttgart, 1988. S. 179-192
  23. Slezkine Y. Arctic Mirrors. Russia and the Small Peoples of the North. Ithaca and London: Cornell University Press, 1994.