• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Типологическая экзегеза Ефрема Сирина: христианские и иудейские истоки. Доклад Евгения Заболотного в семинаре "Символическое Средневековье"

12+
Мероприятие завершено

На очередном заседании семинара "Символическое Средневековье" выступит научный сотрудник кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ сиролог Евгений Заболотный. Речь пойдет об одной из крупнейших фигур в истории древнесирийской христианской словесности - св. Ефреме Сирине. Приглашаются все желающие.

Мар Афрем, более известный нам как Ефрем Сирин († 373), — один из важнейших христианских авторов, «пророк сирийцев», почитание которого уже в IV в. вышло далеко за пределы арамеоязычного мира. Именно в произведениях Ефрема были заложены основы ранней сирийской богословской традиции, в том числе христологической. Не меньшим было его влияние как экзегета: толкования на различные книги Священного Писания, составленные Мар Афремом, в течение длительного времени рассматривались в Эдесской школе, одном из главных интеллектуальных центров сирийцев, в качестве образцовых. С исследованием экзегезы Ефрема связано и немало проблем, вызывающих серьезные споры исследователей.

Во-первых, не до конца прояснена связь экзегетических методов, использовавшихся Ефремом, и иудейской традиции, с которой несомненно были знакомы сирийские авторы указанного периода. Опираясь как на поэзию (мадраши на Рождество Христово), так и на прозаические Толкования Бытия и Исхода, автор доклада представит свой взгляд на соотношение христианской и иудейской (включая мидраши) традиций экзегезы в творчестве Ефрема. Особое внимание будет уделено тем фрагментам Ветхого Завета, которые святой рассматривал в качестве типологических, в том числе прообразующих новозаветные события и лица или указывающих на христианский догмат о Троице, подобно Быт 1. 26 («Сотворим человека по образу Нашему»). В результате, очевидными станут не только противоречия, но и параллели между двумя традициями, часть из которых может быть объяснена влиянием иудейской экзегезы на толкования Ефрема.

      Во-вторых, актуальным остается вопрос о соотношении в произведениях Ефрема Сирина основных видов экзегезы, традиционно выделявшихся греческими и латинскими авторами. Именно рассмотрение трех указанных произведений «пророка сирийцев» позволяет определить предпочитаемое им сочетание этих методов: буквально-историческая экзегеза была для него основой типологии, которая в свою очередь четко отличалась от аллегории. Последняя также использовалась Мар Афремом, однако крайне редко. Это позволяет констатировать соответствие его экзегезы всем базовым признакам «истинной типологии», которые еще Жан Даниелу выделял применительно к греко-латинской традиции. О глубоком родстве последней и традиции, представленной именем Ефрема, свидетельствуют и используемые им технические сирийские термины, которые вполне четко соответствуют греческим τύπος / μυστήριον, а также латинским typus / mysterium, и анализ которых будет предпринят в рамках доклада.

Мы встретимся в среду 23 декабря в 18.00 на платформе ZOOM: https://zoom.us/j/8134224456 Идентификатор конференции: 813 422 4456