• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Рыжая левша. Ранняя иконография средневековой ведьмы

Ольга Игоревна Тогоева, сотрудница Института всеобщей истории РАН, выступила на очередном заседании семинара "Символическое Средневековье" и рассказала о некоторых особенностях ранней европейской демонологии (XIV-начала XV вв.). На семинаре рассматривались представления о коллективном характере колдовства («секте» ведьм и колдунов), возникшие в этот период в первых демонологических трактатах и в судебной практике. Мы поразмышляли над генезисом и развитием понятия шабаша как главного места встреч членов «секты» с дьяволом и как места их «праздника». После оригинального анализа малоизвестных текстов докладчица обратилась к проблеме визуализации образа ведьмы в искусстве XV-XVI вв.

       Пройдя накануне обсуждение в ИВИ РАН новоиспеченной докторской диссертации о формировании культа св. Жанны д'Арк, Ольга Тогоева, наша добрая коллега и верный друг Лаборатории, как всегда в захватывающей форме, рассказала об особенностях позднесредневекового ведовства. Этот сюжет, как известно, не нуждается в особой "рекламе", но профессиональных историков, изучающих его с необходимой научной "отстраненностью", без лишних эмоций - единицы. Ольга Игоревна - один из них. В часовом докладе она затронула целый ряд вопросов как методологического, так и источниковедческого характера, описала представления о коллективном характере колдовства («секте» ведьм и колдунов), возникшие в этот период как в первых демонологических трактатах, так и в судебной практике. Мы поразмышляли над генезисом и развитием понятий ведьмы и шабаша как главного места встреч членов «секты» с дьяволом и как места их «праздника». После оригинального анализа малоизвестных текстов докладчица обратилась к проблеме визуализации образа ведьмы в искусстве XV-XVI вв.. В частности, жаркие (не только из-за жары) дискуссии вызвал рыжий цвет волос и леворукость, иногда возникавшие в текстах и изображениях. Размышляя над вселенской дихотомией правого и левого, мы сопоставляли памятники и иконографию очень разного характера, от демонологического "поклонения козлищу" до "Поклонения Агнцу" Яна ван Эйка - того самого, с которого в марте началась работа нашего семинара!