«Великий проект» Евсевия Кесарийского и его судьба в христианской традиции»: доклад Иштвана Перцеля
30 октября 2017 года прошла лекция Иштвана Перцеля о «Великом проекте» Евсевия Кесарийского и его судьбе в христианской традиции. Публикуем репортаж о событии.
Ответом Евсевия была «Хроника» — труд об истории мира в целом. Греческий оригинал этого труда, к сожалению, не сохранился. Новшеством «Хроники» была параллельная хронология. Евсевий использовал здесь несколько летоисчислений: греческое по Олимпийским играм, римское от основания Города, персидское, мидийское, еврейское, индийское. Историю Евсевий в этом труде видит как движение всегочеловечества от сотворения человека до конца света. В ходе этого движения одна религия, христианство, побеждает все остальные.
Другое важное историческое сочинение Евсевия – «История церкви». Оно содержало в себе новаторскую идею континуитета Ветхого и Нового завета. В обеих этих книгах, по мнению Евсевия, повествуется о деяниях Бога в мире. «История церкви» же – продолжение библейского повествования. На страницах этого труда часто встречаются упоминания о разного рода чудесах. Эти чудеса свидетельствуют о том, что происходящее на небе может происходить и на земле.
Кроме того, среди исторических сочинений Евсевия следует отметить «Житие тирских мучеников» и «Жизнь Контантина». Эти сочинения можно причислить также к агиографии, где они были одними из первых произведений жанра. Как и в «Хронике» и в «Истории церкви», в них присутствует идея истории как истории победы христианства. И чудеса в этих трудах, как и в «Истории церкви», показывают присутствие в мире Бога. Кроме того, в «Жизни Константина» Евсевий разрабатывает концепцию христианского императора. С помощью небезызвестного сюжета, где Константину перед победой на Мульвийском мосту явилось знамение креста с надписью «Сим побеждай!» (τουτω νικα), Евсевий показывает, что именно Константин избран Богом для императорского престола. Необходимо заметить, что в тексте «Жизни Константина» это событие приводится в реплике самого Константина. Точно так же в VI в. сюжет знамения был использован, чтобы показать избранность назначенного Юстинианом патриарха Евтихия: апостол Пётр явился императору во сне и сказал, что именно Евтихий должен быть патриархом.