• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Везалий и возрождение анатомии»: доклад Вивиана Наттона в семинаре «Символическое Средневековье»

26 апреля 2017 года в рамках международной конференции Школы философских наук «Способы мысли, пути говорения» состоялось очередное заседание «Символического Средневековья», на котором выступил Вивиан Наттон, историк медицины, член Британской академии, профессор кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. М.В. Сеченова.

Предметом для обсуждения стали сочинения основоположника научной анатомии Андреаса Везалия (1514–1564). Кратко рассказав о его обучении в Левене, Париже и Падуе, о службе при дворе Карла V и Филиппа II, а также о наиболее известных медицинских практиках, В. Наттон предложил взглянуть на Везалия как на ученого, совершившего революцию в трех направлениях: медицинском мастерстве (проведение вскрытий), медицинской теории (тщательный пересмотр Галена) и, как ни странно, в книжной иллюстрации. Между тем, оставив уже наскучившие темы за рамками своего выступления, историк сфокусировался только на последнем сюжете – отображении мышления Везалия в печатных изданиях его сочинений.

Взяв за основу издания «Анатомических таблиц» (Institutiones anatomicae, 1538 г.) и «О строении человеческого тела» (De corpore humani fabrica, 1543 и 1555 гг.), В. Наттон проанализировал несколько наиболее ярких примеров, сопоставляя текст с сопровождающими его иллюстрациями.

Прежде чем обозначить, в чем именно выразилось исключительное новаторство Везалия, докладчик показал другие книги по анатомии с изображениями человеческого тела, и мы отметили, что, во-первых, визуальная анатомия во второй половине XV–XVI вв. была схематичной и упрощенной, во-вторых, большинство изображений в таких изданиях помещалось в конце, отдельно от текста; многие из них обслуживали сторонние сюжеты, а органы изображались слишком мелко, чтобы можно было разглядеть их в деталях. Изображения, создававшиеся для учебных пособий Везалия, напротив, довольно точны, лишены посторонних деталей и последовательно размещены внутри текста. Иногда иллюстратор изображает внутренние органы, помещая их в довольно условную по форме классическую скульптуру, а если это необходимо, вовсе рисует их отдельно от тела, разбирая по частям и представляя с разных ракурсов.

Особенно ценным источником в изучении влияния Везалия на иллюстраторов и издателей его сочинений, как показал докладчик, является Fabrica 1555 г. с заметками Везалия на полях. Расшифровывая заметки ученого, важно, однако, не упустить деталей. Так, В. Наттон обратил внимание слушателей на небольшой фрагмент с изображением сухожилия на стопе, которое Везалий перерисовывает за гравера.

Многочисленные комментарии к тексту, по словам докладчика, указывают на то, что развитие критического подхода в физиологических исследованиях для Везалия было не просто одним из практических методов, но внутренним императивом, заставляющим возвращаться к уже написанному, чтобы двигаться вперед; преподавать анатомию студентам и не бояться собственных ошибок. Осознав значимость введения визуальной анатомии в медицину, Везалию удалось преодолеть барьер между теоретическим и практическим медицинским знанием, оказав влияние на преподавание медицины в университете.

Наталья Тарасова