• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Демоны и недуги в Древнем мире

В семинаре Символическое Средневековье выступил Гери Фернгрен, профессор истории Орегонского университета, проф. истории медицины Первого московского государственного медицинского университета. Публикуем репортаж Олега Воскобойникова

В докладе прослеживается судьба представлений об этиологии телесных и психических заболеваний от цивилизаций Ближнего Востока через эллинистический мир к христианским общинам Поздней Античности. В центре внимания докладчика стоял целый ряд вопросов: кто, в каких регионах и в какие периоды истории Древнего мира был склонен усматривать  причины болезней в устройстве тела, работе его органов, образе жизни и окружении больного, а кто, напротив, склонялся к идее о ее сверхъестественном происхождении? Как магия и экзорцизм сосуществовали со «школьной» медициной, обращавшейся за исцелениями к естественным силам природы? Чьи представления реципируют христианская Античность и Средневековье?  Играла ли демонология в христианских представлениях о человеческом теле и его недугах такую же роль, что и в среде иудеев рубежа старой и новой эр? Каково отношение христиан первых веков к болезни, больному, врачу, медицинским знаниям и врачебной практике и как складывается в христианских общинах практика ухода за недужными и немощными, которая будет унаследована Средневековьем? Как менялись взгляды исследователей на эти проблемы в продолжение последнего столетия?

Докладчик начал издалека: возникновение заболеваний связывали с происками демонов уже в Междуречье и Египте. Отсюда практика амулетов, отсюда же – присутствие в рецептуре слабительных, которое могло означать, в сознании лекаря, действие, направленное на изгнание демона, т.е. экзорцизм. Греко-римская античность, в целом, такую этиологию болезни отрицала. В науке бытует представление о т.н. «демонизации» римского язычества в первых веках нашей эры, которая якобы отразилась и на медицинской практике, однако письменные свидетельства не позволяют сделать такой вывод, как убедительно показали исследования Людвига Эдельштайна. Причем неприязнь к демономании разделяли и медики, и философы-неоплатоники.

В верованиях иудеев демоническая природа болезней зафиксирована уже в период Второго Храма, а во времена Иосифа Флавия многие иудеи, как знаменитый Элиезер, пользовались заслуженной славой экзорцистов за пределами иудейских общин. Экзорцизм был широко распространен и среди ессеев, о чем свидетельствуют кумранские тексты. Тем не менее, и среди иудеев в целом медицинская магия не стала главенствующей. Бытует мнение, что ранние христиане, напротив, верили именно в демонический характер всех заболеваний, ведь в Евангелиях Иисус постоянно творит чудеса исцеления, в том числе изгнания бесов. Однако Писание строго разделяет эти чудеса, и ничто не говорит о том, что сам Спаситель или его современники и последователи считали болезни происками демонов. Его целительные чудеса, в первую очередь, мессианские знамения, и только в трех случаях – изгнание бесов из одержимых. Ранние христиане, читавшие Писание, принимали естественную этиологию болезни в свою новую картину мира.

Нельзя отрицать тот факт, что экзальтированная вера в сверхъестественные силы присуща поздне-римскому обществу в целом. Однако историки предшествующих поколений явно преувеличивали место демонов, магии и чудес в их мировоззрении, в повседневных практиках язычников и христиан первых веков нашей эры. Часть текстов отмечена такой тенденцией, но это меньшая часть. Рациональный подход и к медицине, и к религии оставался превалирующим в широких слоях населения, точно так же и в медицине преобладали естественные способы лечения. Астрологическое и магическое врачевание, знахарство никогда не подменяли светской медицины.