Женская мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика: Михаил Реутин в семинаре Europa sanctorum
12 мая в семинаре Europa sanctorum выступил кандидат филологических и доктор философских наук Михаил Юрьевич Реутин. Публикуем небольшой репортаж и фотоотчет
12 мая 2016 года состоялось четвертое заседание семинара Europa sanctorum. С докладом "Женская мистика средневековья. Жизнь во христе как перформативная практика" выступил Михаил Юрьевич Реутин.
Докладчик исходил из предпосылки, что в сочинениях харизматиков нет оппозиции между реальным историческим персонажем и его литературным воплощением, поскольку мистики на самом деле строили свое поведение в соответствии с тем агиографическим образом, который отражен в их сочинениях. Во ходе своих перформативных практик они занимались построением автоагиографии.
М. Реутин описал три ареала распространения женской мистики Средневековья: епископство Льеж, где возникло движение бегинок; цистерцианский монастырь Хельфта, насельницы которого испытывали экстатические откровения; и регион, включающий в себя Южную Германию и Швейцарию и интересный тем, что там, в Островном монастыре неподалеку от Констанца, подвизался Генрих Сузо.
В раннем движении бегинок (до середины XIII в.) докладчик выделил три модели повседневного поведения, а именно 1. "Модель гостеприимного дома", при которой бегинаж строился по модели дома Лазаря и его сестер Марфы и Марии; 2. "Богородичную модель", при которой единение с Богом воспринималось бегинками как зачатие, вынашивание и рождение Бога-Слова; и, наконец, 3. "Брачную (нуптиальную) модель", вдохновленную "Песнью Песней".
Поведение бегинок в указанных регионах складывается в единый контекст благодаря тому, что между монастырями циркулировали «божьи друзья», в основном женщины, носившие с собой книжечки, картинки и сплетни о видениях и чудесах, происходивших в соседних общинах.
Во второй половине выступления докладчик сосредоточился на нескольких примерах, а именно на «Exemplar» Генриха Сузо и «Откровениях» Элсбет фон Ойе, монахини женской доминиканской обители Отенбах в Цюрихе. Анализируя их сочинения, Реутин продемонстрировал, что харизматики не идентифицировали себя ни с Христом, ни с Девой Марией; они создавали собственную канву своего жития. Харизматик и Иисус являли собой "несущностное тождество существенно нетождественного". Более того, харизматики позволяли себе изображать Иисуса Христа, поскольку не идентифицировали себя с ним; они создавали свой собственный агиографический образ.
Для описания акта конструирования этого образа докладчик ввел понятие "перформативной практики". Как и современный перформанс, она имеет четыре конституирующих элемента. Первые три совпадают с составляющими перформанса: это время, место и тело акциониста-художника. Четвертым определяющим современный перформанс фактором является отношение акциониста и зрителя. Харизматики же ориентировались только на одного зрителя - на Всевышнего.
Во второй половине выступления докладчик сосредоточился на нескольких примерах, а именно на «Exemplar» Генриха Сузо и «Откровениях» Элсбет фон Ойе, монахини женской доминиканской обители Отенбах в Цюрихе. Анализируя их сочинения, Реутин продемонстрировал, что харизматики не идентифицировали себя ни с Христом, ни с Девой Марией; они создавали собственную канву своего жития. Харизматик и Иисус являли собой "несущностное тождество существенно нетождественного". Более того, харизматики позволяли себе изображать Иисуса Христа, поскольку не идентифицировали себя с ним; они создавали свой собственный агиографический образ.
Для описания акта конструирования этого образа докладчик ввел понятие "перформативной практики". Как и современный перформанс, она имеет четыре конституирующих элемента. Первые три совпадают с составляющими перформанса: это время, место и тело акциониста-художника. Четвертым определяющим современный перформанс фактором является отношение акциониста и зрителя. Харизматики же ориентировались только на одного зрителя - на Всевышнего.
Светлана Яцык
Дата
12 мая
2016
В статье упомянуты