Как изучать всемирную историю : обсуждение доклада Михаэля Боргольте и выступлений членов его исследовательского проекта
Публикуем репортаж Лады Ковальчук, Ирины Редьковой и Светланы Яцык о состоявшемся 22 сентября в Высшей школе экономики коллоквиуме с участием Михаэля Боргольте и его сотрудников.
Ученики и сотрудники профессора Михаэля Боргольте подробно осветили различные аспекты изучения феномена благотворительности и благотворительных фондов в исламской, индийской, православной и латинской традициях, в частности, рассмотрев движущие мотивы, скрывавшиеся за этим явлением, объекты благотворительности и ее формы.
Тильман Лозе, работающий над разделом западной медиевистики, представил историю фондов на латинском материале, рассказав о функции commemoratio умерших дарителей во время церковного богослужения в установленные канонические часы. Здесь, таким образом, благотворительность сопровождалась каритативными намерениями донатора в отношении церкви, что впоследствии особым образом формировало религиозный культ. По мере развития оффиция краткие поминальные чтения (capitulum), начиная с VIII века, цитировались на григорианский лад во время утренней молитвы (в Первый литургический час), а впоследствии установились специальные поминальные чтения во время ночной службы, состоящие из девяти связанных чтений (lectiones). Акт благотворительности в данном случае устанавливал для той или иной религиозной общины долгую итеративную традицию богослужебных практик, в ходе которых воспоминание о дарителе постоянно озвучивалось – ежедневно, каждую неделю или год, т.е. в специально установленный день памяти.
Филипп Винтерхагер, представивший роль благотворительности в иудаизме, также полагают, что мемориальный аспект заботы о душе донатора не являлся центральным мотивом. Важной составляющей благотворительного дара считалось вознаграждении себя самого посредством акта милосердия. В целом свойственное для всей иудейской культуры, это утверждение, однако, следует дифференцировать хронологически и регионально. В восточной ветви иудизма, согласно корпусу сохранившихся египетских источников, существовала традиция составления особых списков, где были упомянуты все жертвователи общины, которые зачитывались в синагогах, однако не существует подтверждения того, что это было существенно именно для литургической практики, то есть забота о состоянии души ушедших не поддерживалась настоятелем общины на постоянной основе. Несколько иное представление о функции дарений дает модель западноевропейского иудаизма в эпоху Позднего Средневековья, в особенности на территории современной Франции и Германии. Здесь жертвователи непосредственно требовали молиться за спасение их душ в специально установленные праздничные дни или дни смерти. Существовавшие в этой традиции особые поминальные списки дарителей читались уже именно в молитвенном ключе.
Необходимо отдавать себе отчет в том, на какие цели была в основном направлена благотворительность в иудейских сообществах. Для средневекового иудаизма благотворительность означала попытку устранить крайнюю бедность. Это означало, что более богатые члены еврейской общины должны были помогать бедным, а также «чужакам», то есть путешественникам или «беженцам», предоставляя еду и кров. Объектами благотворительности могли быть только евреи, члены еврейской общины. Благотворительность в целом была религиозной заповедью иудаизма, в частности, поддержка нуждающихся – вдов, сирот, создание инфраструктуры для путешествующих, помощь узникам, а также поддержка образования как на начальном уровне, так и более глубокого. Во многом община в целом организовывала подобные благотворительные фонды, но могли быть и частные фонды. В позднее Средневековье в Испании возникают благотворительные братства (хеврот), создававшие собственные фонды, которые могли расширяться за счет пожертвований отдельных братьев. Такая форма благотворительности возникает тогда, когда становится ясно, что общинная форма перестает действовать, особенно, в случаях, когда богатые управляют общиной и не выполняют свои обязанности по заботе о бедных и нуждающихся. Выкуп пленных (попавших в руки христиан и мусульман) был одной из задач благотворительных фондов общины, однако отношение отдельных еврейских общин к этой задаче разнилось. Если на Ближнем Востоке выкуп пленных осуществлялся достаточно часто, то в Европе достаточно скептично относились к тому, что судьба отдельных лиц должна отягощать всю общину. При этом в Европе достаточно часто именно лечебные учреждения становятся объектом благотворительности, тогда как в Леванте и Северной Африке такие учреждения неизвестны. Поддержка образования была одной из целей благотворительности. И хотя согласно учению Талмуда передача религиозного знания не должна осуществлять за деньги, существовал консенсус, что ученых необходимо поддерживать материально, если они выступают как учителя общины. Материально поддерживались и учащиеся, как местные, так и приезжие. В целом благотворительность и благотворительные фонды во много сформировали лицо еврейской общины, различия же между общинными, частными и братскими фондами требуют дальнейшего изучения.
Говоря о memoria в исламе, важными критериями восприятия добрых деяний и земного существования умершего после смерти докладчик назвал благие поступки, преумножение мудрости во время жизни и благочествую память о нем его потомков, которые неустанно молятся о спасении его души. Сложная практика ритуальной молитвы и молитвы во спасение (дуа), таким образом, имели не только высокое богослужебное значение для сохранения памяти о добрых поступках умершего его потомками (или же всей общиной, если даритель был правителем), но и являлись своего рода активным процессом постоянного улучшения статуса умершего после смерти.
Лада Ковальчук, Ирина Редькова, Светлана Яцык