Лада Ковальчук, стипендиат программы "Аврора", рассказала про свою стажировку в Берлине
Стажировка в университете им. Гумбольдтов в Берлине 2013-2014 гг.
Благодаря программе «Аврора» я провела зимний семестр 2013-2014 гг. в Университете им. братьев Гумбольдтов в Берлине. Академический обмен в моем случае был не совсем «честным», поскольку Все учебные дисциплины, которые я посещала, были так или иначе посвящены истории Средневековья, что, безусловно, удовлетворяло моим собственным стремлениям, но мало соответствовало текущей учебной программе четвертого курса факультета истории ВШЭ, ориентированной на Новое время.Поскольку я была студенткой университета Гумбольдтов сравнительно недолго, у меня не было необходимости в полной мере следовать берлинской системе обучения, прежде всего предполагающей изучение набора некоторых базовых дисциплин (studium generale). Лишь после его освоения разрешается уже самостоятельно составлять собственный учебный план из предметов, соответствующих основному направлению того или иного семестра.На историческом факультете (точнее, в Институте исторических наук, являющемся частью философского факультета) для студентов бакалавриата таких основных направлений три, и различаются они традиционно по хронологическому принципу: Alte Geschichte, Mittelalterliche Geschichte и Neuere Geschichte. Соблюдать привычную хронологиюпри выборе курсов необязательно: так, первокурсник может начать свое обучение с Новой истории, а Древний Восток сохранить напоследок. Однако здесь совершенно немыслимо, чтобы бакалавр, например, оказался перед выбором, изучать ли ему Античность или Средние века.
Медиевистическое направление в Университете представлено несколькими кафедрами со своими исследовательскими задачами у каждой. Mittelalterliche Geschichte I, возглавляемая профессором Михаэлем Боргольте, направлена прежде всего на изучение средневековой истории Европы в сравнительной, перспективе, с особым интересом к культурному взаимодействию между Западной Европой и Восточной; пристальное внимание кафедры также уделяется оценке исламского наследия и его значения для судеб средневековой Европы.
Очень близок к этой кафедре Институт сравнительной истории Европы в Средние века («Institut für vergleichende Geschichte Europas im Mittelalter» – IVGEM), основанный Михаэлем Боргольте в 1998 г., практическая цель которого заключается в реализации научных проектов, организации симпозиумов и конференций, которые способствовали бы диалогу историков со всего мира на тему о сравнительной истории средневековой Европы. Результаты таких академических дискуссий и важнейшие исследовательские идеи участников, как правило, публикуются в известной серии «Europa im Mittelalter», на сегодняшний день насчитывающей уже более двадцати томов.
Мое собственное знакомство с данным направлением происходило, впрочем, главным образом на практических занятиях по палеографии и в семинаре «Власть в Средние века». В первом случае мы (студенты-историки, антропологи и филологи) под руководством Михаэля Боргольте последовательно изучали эволюцию латинского письма от унциала до раннеготического, читая разные памятники по таблицам немецкого палеографа Франца Штеффенса, разумеется, обсуждая в ходе семинара важнейшие события, обусловившие то или иное развитие шрифтов. Вспомогательным пособием нам служил классический труд Бернхарда Бишофа, однако в основном все познания приобретались эмпирически, поскольку, по словам наставника, «чтению невозможно научиться по книгам».
Второй семинар состоял из двух блоков. Первый был теоретическим — в нем обсуждались общие проблемы исторического познания, а также методологические трудности изучения власти и насилия в истории, связанные, в частности, с определением самого насилия (Gewaltbegriff) из-за различий между «potentia» и «potestas», «vis» и «violentia», «dominatio» и «dominium». Во втором проводился анализ конкретных источников под углом зрения того, что именно в Средние века понималось под властью, и как эта власть устанавливалась и осуществлялась. Географические рамки наших занятий по понятным причинам редко выходили за границы современной Германии, хотя в редких случаях наше внимание обращалось, например, на Сицилию или Рим.
Другой ведущей медиевистической кафедрой (Mittelalterliche Geschichte II) руководит профессорЙоханес Хельмрат. Параллельно он возглавляет большой — межфакультетский и даже межуниверситетский — проект (Sonderforschungsbereich 644) «Трансформации Античности», задача которого состоит в анализе судеб античного наследия в последующие эпохи. Немало внимания здесь уделяется изучению рецепции античной мысли, речевых практик и визуальной культуры в Средние века и Возрождение. Сам Йоханнес Хельмрат отвечает внутри этого общего проекта за сектор «Гуманистическая историография: социальная практика, нарративность, историческая семантика». Помимо этого, Йоханес Хельмрат руководит и субпроектом "Репрезентации социального порядка на политических центральных собраниях: ораторика, церемониал, функция"(Sonderforschungsbereich 640 "Репрезентации меняющихся социальных порядков"). Задача кафедры в целом состоит в изучении разного рода коммуникаций в западном Средневековье (преимущественно позднем), а также репрезентаций различных социально-политических групп и интеллектуальных элит.
Студентам и всем желающим предлагалось прослушать обзорный цикл лекций (Ringvorlesung), построенный по такому принципу, что каждую неделю представлялся один из проектов центра. Важной составляющей научной деятельности этой кафедры (точно так же, как и Mittelalterliche Geschichte I), является публикация серии монографий и коллективных трудов, так или иначе посвященных проблеме переосмысления Античности.
Помимо перечисленных академических структур, в составе Института исторических наук имеется ещецентр Европейской истории раннего Нового времени (в значительной степени изучающий периоды и проблемы, интересующие у нас именно медиевистов), а также отдельная маленькая кафедра истории Возрождения.
Медиевистика в Университете не ограничивается одним лишь Институтом исторических наук. Визуальная культура и искусство Западного Средневековья и Ренессанса представляют собой едва ли не главную исследовательскую тематику Института истории искусства и образа, где в рамках особых проектов или научных семинаров изучают, например, наследие Аби Варбурга (в сотрудничестве с Институтом Варбурга в Лондоне) или художественные особенности гробниц римских пап и кардиналов эпохи Возрождения («Die römischen Papst- und Kardinalsgrabmäler der frühen Neuzeit» - REQUIEM). Директор Института профессор Кай Каппель в зимнем семестре представил авторский курс, посвященный истории светской и сакральной архитектуры Италии в эпоху Высокого Средневековья, размышляя над причудливым синтезом архитектурных форм Средиземноморья и высказхывая предположения о том, какие обстоятельства могли особенно способствовать столь постоянному взаимовлиянию.
Курс знатока патристики профессора Кристофа Маркшиса (кстати, президента всего Университета с 2006 по 2010 гг.) по истории церкви в Средние века был прослушан мной на теологическом факультете. В нем речь шла прежде всего об истолковании конкретных догматов и религиозных учений, однако каждая богословская лекция сопровождалась рассуждением об изменении роли церкви в средневековом обществе, равно как и о значении христианства для политики и культуры Западной Европы.
Полагаю, что мой опыт кое в чем может быть полезен для будущих участников программы «Аврора», которым доведется оказаться в Берлине. Как ни странно, нашему студенту не так просто приспособиться к столь свободному доступу к знаниям и к весьма либеральному в целом подходу к обучению.
Во-первых, с большим вниманием нужно относиться к составлению своего индивидуального учебного плана. Так, я в сентябре руководствовалась в основном своими личными предпочтениями, но не обратила внимания на то, что финальная проверка знаний по некоторым дисциплинам приходится на вторую неделю марта, тогда как действие моей визы должно было закончиться уже с первым днем первого весеннего месяца. Впрочем, экзамены можно было и не сдавать — посещение курсов без получения итоговой оценки является обычной практикой.
Во-вторых, поражают своими масштабами библиотеки Берлина. Большую часть времени я проводила в Центре им. братьев Гримм, где в свободном доступе хранятся книги, так или иначе посвященные «наукам о духе», или в Филологической библиотеке Свободного университета, необычное здание которой было спроектировано Норманом Фостером. Однако работать с периодикой, на мой взгляд, гораздо приятнее в Теологической библиотеке, поскольку на втором ее этаже, как на ладони преподносятся все те издания, которые могут пригодиться медиевистам самых разных интересов. В любом случае не советую самонадеянно рассчитывать на самостоятельное постижение принципов работы библиотек: куда практичнее посвятить один день прохождению инструктажа, цель которого и заключается в объяснении гостю всех тонкостей, относящихся к работе фондов и каталогов.
В-третьих, при Университете существует Языковой центр. Не нужно оставлять без внимания предоставляемую там возможность изучать как древние, так и современные языки. Как ни странно, именно мои факультативные занятия латынью в группе студентов Факультета классической филологии потребовали от меня наибольшего усердия и подготовки. То ли по той простой причине, что я не обладала блестящим знанием одновременно немецкого языка и латыни, то ли потому, что разного рода контрольные работы проводились едва ли не каждую неделю, что в целом большая редкость для Университета.