• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Как там внутри душе твоей, скажи, брат наш, с нами осужденный"

«Как там внутри душе твоей, скажи, брат наш, с нами осужденный» — «Не погребайте недостойное тело мое в земле, но вытащив вон, бросьте псам»: «новая аскетика» в Византии и на Руси XII века. Доклад о.Михаила Желтова и Андрея Виноградова в "Символическом Средневековье" был посвящен новым течениям в византийской аскетике XI-XII веков, которые с Востока попали в Константинополь, а оттуда — на Русь.

«Как там внутри душе твоей, скажи, брат наш, с нами осужденный» —
«Не погребайте недостойное тело мое в земле, но вытащив вон, бросьте псам»:
«новая аскетика» в Византии и на Руси XII века.

Доклад свящ. Михаила Желтова (ОЦАД) и Андрея Виноградова (НИУ-ВШЭ) в очередном семинаре "Символическое Средневековье" был посвящен новым течениям в византийской аскетике XI-XII веков, которые с Востока попали в Константинополь, а оттуда — на Русь. С этим направлением, излагавшим свои идеалы в т.ч. в гимнографии и миниатюрах, связана деятельность ряда греческих иерархов на Руси: киевского митрополита Константина I и его ставленников. Радикальные изменения в церковных практиках, касавшиеся не только аскетики (постов и т. п.), но и богослужения, были восприняты русскими неоднозначно и даже объявлены «ересью». Однако их проповедники не только настаивали на их соблюдении, но и сами твердо следовали им, вплоть до посмертного поругания своего тела. Андрей Виноградов предложил анализ ряда агиографических текстов на греческом и древнерусском языках, а также ряда миниатюр и фресок средневизантийского периода. Историк литургии Михаил Желтов попытался показать изменения в системе ценностных ориентаций верующих православного мира на примере богослужебных и паралитургических практик того времени.