• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет о конференции "XXXIV Курбатовские чтения" (25-28 ноября 2014 года, СПбГУ)

25-28 ноября 2014 года в Институте истории СПбГУ прошла всероссийская научная конференция XXXIV Курбатовские чтения, посвященная проблемам средневековой истории.

В Институте истории СПбГУ прошла всероссийская научная конференция  XXXIV Курбатовские чтения, посвященная проблемам средневековой истории. Форум, продлившийся в этом году четыре дня (25-28 ноября), является площадкой, дающей начинающим исследователям (студентам, аспирантам и молодым ученым) опыт научной жизни. Курбатовские чтения имеют длинную историю: на них уже успело вырасти поколение медиевистов, и главная идея площадки остается неизменной. Профессор А. Ю. Прокопьев отметил на открытии мероприятия, что: «34 года — значительный срок, за него успела произойти смена поколений. Однако неизменными остаются профессионализм и доброжелательность — те качества, которые всегда были присущи нашему форуму». Другими двумя идейными столпами конференции являются научная преемственность и академическое благородство: на пленарном заседании прозвучали доклады in memoriam о О. А. Добиаш-Рождественской, В. В. Штокмар и В. Н. Бенешевиче.

Заседания секций накладывались друг на друга, и успеть повсюду было заведомо невозможно: плотность графика оказалась неизбежной при таком разнообразии тем и количестве участников.

В секции, посвященной проблемам средневекового права, хотелось бы отметить доклад Г.И. Борисова (МГУ, аспирант) «Денежно-весовые единицы в Lex Frisionum и их значения», посвященный обозначениям «солид» и «денарий» в раннесредневековой правовой реальности. В той же секции прозвучал доклад студентки отделения культурологии НИУ ВШЭ А.В. Зайцевой: «Образ Сатаны в правовых текстах Позднего Средневековья на основе перевода трактата «Processus satanae contra genus humanum» об отражении особенностей процедуры судебного разбирательства в вышеупомянутом театрализованном трактате Бартоло де Сассоферрато.

Масштабная секция о религии и церкви в Средние века и раннее Новое время открылась докладом Ю. А. Горбуновой  (ИвГУ, аспирантка), озаглавленным как «Вопрос о добродетели в трактате Св. Мартина Брагского “Formula Vitae Honestae” ». Трактат принадлежит к дидактике, предназначенной королям, и в нем выдвигается важное для средневековой истории представление о договорных отношениях между Богом и человеком, в данном случае основанных на определенных правилах соблюдения четырех главных добродетелей: благоразумия, самообладания, справедливости и мужества. Доклад У. С. Бояринцевой, студентки исторического факультета МГУ, посвящённый вопросу богопознания в трактате Никиты Стифата «О рае», выглядел особенно интересным на фоне остальных выступлений: он один из немногих затрагивал проблемы византинистики. Также московскую медиевистику в секции представляла М. А. Дикарева, студентка РГГУ, с докладом « “Vita Secunda” Фомы Челанского: образ святого Франциска Ассизского в контексте орденских конфликтов», раскрывающим сложные дискурсивные манипуляции в францисканской агиографической традиции. Этот доклад стоит в целом ряду «францисканских» — в этом году темы, касающиеся святого Франциска, пользовались особенным интересом: также звучали доклады «Представления об экзорцистских практиках в XIII веке на примере конструирования образа святого Франциска как экзорциста» Е. Ю. Абрамовой (ТюмГУ, студентка), «Священное бракосочетание святого Франциска с госпожой Бедностью» И. В. Ухова (КФУ, студент), «Образ святого Франциска Ассизского в творчестве Стефано ди Джованни Сассетты» О. А. Ильзиной (СПбГУ, студентка).

Некоторые доклады вызвали большой резонанс среди участников. Доклад К. В. Лихоманова (СГТУ, аспирант) «Концепции “модели мира” как инструмента изучения средневековой культуры в творчестве А. Я. Гуревича» и доклад М. Г. Денежкина (ИвГУ, студент) «Студенческая жизнь на материалах “Риторики” Бонкомпаньо да Синья» бурно обсуждались в кулуарах конференции: первый — в связи с ролью круга последователей Гуревича на его творчество, личных отношений Гуревича с властью и окружением, второй — благодаря непреходящей актуальности проблематики взаимоотношений студента с внеуниверситетским обществом.

Отдельно хотелось бы упомянуть исследования, в которых пристальное внимание уделялось языковой специфике материала и текстологическим проблемам. Из таковых — уже названный доклад А. В. Зайцевой (поскольку основан на собственном переводе латинского источника), доклад Р. Бутучел (СПбГУ, аспирантка) «Язык и идентичность населения дунайских княжеств и Трансильвании в раннее Новое время (XVII-начало XVIII вв.)», К. С. Никитина (МГУ, студент) «Функция библейских цитат в хронике Фредегара», Е. С. Левшиной (ИРЛ РАН, ст. лаборант) «Актуальность изучения богословских преамбул монастырских дарственных грамот сербских правителей (вторая половина XIV — середина XV века)» и доклад Н. Н. Наумова (МГУ, аспирант) « “Книга императора Сигизмунда” Эберхарда Виндеке: проблема жанра» — позднее в кулуарах Наумов рассказывал о тонкостях потестарной терминологии своего источника. Кроме того, в секции «Власть и общество в Средние века: теория и практика взаимодействия» прозвучал сугубо источниковедческий доклад М. А. Пономаревой (НИУ ВШЭ, студентка) « “Disputatio inter clericum et militem” как исторический источник» об анонимном трактате в форме диспута, посвященном проблеме примата светской власти над церковной. Постановка проблем именно в текстологическом и лингвистическом ключе отличает самостоятельный от классической критической методологии подход к вопросам средневековой истории.

Работа секции «Проблемы средневековой истории» ознаменовалась несколькими высококвалифицированными выступлениями. В первую очередь был отмечен доклад Д.Е. Богданова (БелГУ, аспирант) «Роль гуннов в отношениях Римской империи с Барбарикумом в IV в.», а также доклад А. В. Пикина (ИвГУ, аспирант) «Римляне на службе варваров в конце V — начале VI вв.: вопросы внешнеполитического общения», отличившийся особенно тщательной проработкой источниковой базы. Кроме того, в секции «Проблемы источниковедения Средних веков и раннего Нового времени» прозвучал доклад Г. А. Шмидта (СПбИИ РАН, аспирант) «Распространение хронологической теории Мариана Скота в Англо-Нормандском королевстве в середине XII в. (по рукописи РНБ Lat.O. v. IV №1)», специально отмеченный на заключительном заседании А. Ю. Прокопьевым за ценную палеографическую работу.

Таким образом, XXXIV Курбатовские чтения в этом году прошли очень динамично и насыщенно как для тех, кто выступал на конференции не в первый раз, так и для новых участников. В любом случае, главное в Курбатовских —это именно передача живой академической традиции, знакомства с молодыми коллегами и возможность полноценного академического дебюта.
Пономарева М. А.,
факультет Философии НИУ ВШЭ
Зайцева А. В.,
Отделение культурологии факультета Философии