• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Средневековая империология: абрис исследовательской программы" - доклад Дана Муресана в "Символическом Средневековье"

28 мая 2013 года в Лаборатории медиевистических исследований состоялся очередной семинар в рамках цикла «Символическое средневековье». На этот раз он был посвящен обсуждению доклада Дана Муресана (EHESS, Высшая школа исследований по общественным наукам, Париж), постоянного партнера Лаборатории медиевистических исследований, который представил некоторые положения, линии и гипотезы своего большого научного проекта, посвященного «средневековой империологии».

28 мая 2013 года в Лаборатории медиевистических исследований состоялся очередной семинар в рамках цикла «Символическое средневековье». На этот раз он был посвящен обсуждению доклада Дана Муресана (EHESS, Высшая школа исследований по общественным наукам, Париж), постоянного партнера Лаборатории медиевистических исследований, который представил некоторые положения, линии и гипотезы своего большого научного проекта, посвященного «средневековой империологии». Среди тех идей и наблюдений, которые особенно заинтересовали более 25 собравшихся студентов и сотрудников НИУ ВШЭ, особенный интерес (а у кого-то и недоумение) вызвали данные о связи между «имперской идеей» и догматом троичности Бога в Средние века. Другой вопрос, вызвавший живую дискуссию, касался византийского цезарепапизма. Было подчеркнуто значение книги Ж. Дагрона под названием «Император и священник» на эту тему; Дагрон, как кажется, показал уже бесповоротно, что термин цезарепапизм не передает того, что составляло подлинную специфику отношений церкви и империи в Византии. Большое место в докладе и дискуссии заняло изложение и обсуждение источников, которые показывают очень значительный вклад балканского и константинопольского православного духовенства в усвоении Московской Русью идей об ответственности за наследие Византии. Ещё один поднятый сюжет – связь между преодолением в идеологиях и ментальности средневековой Европы нормативных идеалов империи, с одной стороны, и развертыванием идеологий, которые позднее приведут к рождению «наций-государств». В целом, Д. Муресан настаивает, что имперские дискурсы в культуре средневековья имели намного больше значения, чем об этом обыкновенно думается.