• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет Светланы Яцык о летней школе " Перформанс: Культура. Искусство. История ".

Стажер-исследователь Лаборатории Светлана Яцык приняла участие в организованной Университетом имени Людвига и Максимилиана (Мюнхен) летней школе, посвященной performative studies.

7-12 сентября в г. Клуж-Напока (Румыния) прошла летняя школа «Перформанс: Культура. Искусство. История». Она была организована Школой изучения Восточной и Южной Европы при поддержке университета им. Бабеша-Больяи.

В летней школе приняли участие профессора из Берлина (Эрнст Вихнер), Мюнхена (Ульф Брюнбауэр, Мартин Шульце Вессель, Кристофер Бальме), Кракова (Малгоржата Сугера), Бухареста (Габриэль Андрееску, Мариус Опреа), Белграда (Иван Меденица), Трира (Станка Шольц-Чонка) и других городов, аспиранты университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене, студенты университета г. Клуж, аспиранты университета Регенсбурга и аспирантка Высшей Школы Экономики. 

Школа изучения Восточной и Южной Европы проводит подобные мероприятия уже второй год. Они проходят в восточно- или южно-европейских странах при сотрудничестве с местными университетами. Их объединяет стремление к интердисциплинарному и транснациональному подходу: лекции приглашенных профессоров и предлагаемые для обсуждения статьи освещают сюжет, которому посвящена школа (в 2013 году, например, таким сюжетом стало «регионоведение в глобализированном мире»), с точек зрения разных наук и на примерах разных государств Восточной и Южной Европы.

Первые мероприятия летней школы прошли в воскресенье 7 сентября: прибыв в Клуж, делегация из Мюнхена сразу же отправилась на велосипедную экскурсию по городу и окрестностям. Вечером того же дня были прочитаны две первые лекции: д-р Хелена Тот (Бамберг) рассказала о том, как обращение с умершими (торжественные перезахоронение или, напротив, тайное уничтожение останков) использовалось при национальном строительстве в конце XX века. Доктор Мариус Ротар (Альба-Юлия) прочел лекцию о том, как глобализация и модернизация сказываются на способах захоронения, которым общество отдает предпочтение.

Однако торжественное открытие летней школы состоялось на следующий день, 8 сентября. Со вступительным словом выступил проф. др. Рудольф Граф, директор Института германских исследований и образования (IDFL). Несмотря на то, что на немецком языке свободно разговаривало абсолютное большинство участников Летней школы (а для многих этот язык и вовсе был родным), все общие дискуссии проходили на английском из заботы об авторе этих строк и о нескольких румынских студентах, также не способных принимать полноценное участие в академической дискуссии на немецком.

Работа на летней школе строилась следующим образом: утро начиналось с семинара, посвященного обсуждению нескольких статей из предварительно разосланной подборки материалов, включавшей в себя как классические труды по изучению перформативности (например, "Как делать вещи при помощи слов" Джона Остина или "Преобразующая сила перформанса" Эрики Фишер Лихте), так и исследования, демонстрирующие применение перформативного подхода в конкретных, узких областях знания (например, сочинения театроведа Ричарда Шехнера). Помимо прояснения терминологии и критики текстов, участникам всякий раз предлагалось "примерить" предложенный метод и оценить его полезность для их диссертационных исследований. 

Организаторы поставили перед собой цель на примере обсуждаемых классических трудов прояснить различия между восприятием мира как текста и воспритием его как перформанса. В ходе дискуссий удалось составить таблицу ключевых различий между этими подходами:

Мир как текст

Мир как перформанс

производство

восприятие

результаты, продукты

процессы

устойчивые значения

динамичные изменения

акцент на пространстве

акцент на времени

исследователь
расшифровывает значение

исследователь

наблюдает за процессами



Затем, после небольшого перерыва на кофе, следовал семинар, посвященный обсуждению лекций, прочитанных вечером накануне. Впоследствии, на финальном собрании по итогам школы, многие участники сошлись во мнении, что эти дискуссии можно было немного сократить в пользу семинаров, посвященных обсуждению историографии.

После семинаров все участники Школы отправлялись в университетский ресторан "Пирамида", где за большими круглыми столами продолжались начатые в ходе официальных заседаний дискуссии. Неформальные беседы на этой летней школе отличались удивительной насыщенностью и содержательностью. Университет им. Бабеша-Больяи принял в своих стенах людей, пишущих диссертации по самым разным дисциплинам (политологов, историков, социологов, театроведов, литературоведов и других), и это не помешало продуктивному обсуждению проектов друг друга. Напротив, разнообразие специализаций позволило участникам посмотреть на свои исследования глазами представителей другой дисциплины. Автору этого текста довелось поучаствовать в нескольких чрезвычайно полезных для работы над диссертацией беседах, в частности, с проф. др. Станкой Шольц-Чонкой, обратившей внимание автора на некоторые сочинения Рудольфа Отто, и с магистром Яном Тесаром, который указал на сборник лекций Клода Леви-Строса, посвященных структурному единству "первобытного" и "современного" мышления, ускользнувший от моего внимания.

После обеда 9 сентября участники школы посетили городскую оперу и осмотрели центр Клужа под руководством профессора Алина-Михая Германа, который провел обещанную экскурсию, несмотря на внезапно пошатнувшееся здоровье. 

По вечерам, как уже упоминалось выше, проходили лекции.

8 сентября выступали Малгоржата Сугера и Иван Меденица. Первая из выступавших затронула актуальную и для русских исследователей проблему перевода понятий performance и performativity. Она отметила, что нередко слово "перформанс" калькируется, переносится из английского языка в остальные, и остается научным термином, академическим понятием, которое слишком тесно ассоциируется с театроведением. При переводе же этого понятия на национальные языки нередко появляются дополнительные смыслы, которых в английском термине "performance" нет (как, например, в русском слове "представление" или немецком "Aufführung"). Второй оратор рассказал о праздновании в Сербии Видовдана, дня Святого Вита, и о культурных перформансах, которые традиционно приурочивают к этой дате (убийство Франца Фердинанда произошло именно в этот день; в 1921 году в Видов день была принята Конституция, в 1991 году началась гражданская война в Югославии и т.д.).

9 сентября результатами своих исследований поделились антропологи Гер Дуйджингс (Регенсбург) и Петрута Теампау (Клуж). Гер Дуйджингс рассказал о практическом применении "перформативности" при полевой работе антрополога. В его понимании этим термином описывается отыгрывание исследователем определенной роли во время беседы с представителем исследуемой группы. Так, ученый рассказывал об интервью, которые проводил с сотрудниками роскошных магазинов одежды и часов, куда он приходил, изображая внезапно разбогатевшего представителя среднего класса, который и прежде изредка приобретал "люксовые" вещи и поэтому, в отличие от привычных к ним богачей, знает им цену. Гер Дуйджингс рассуждал о том, насколько подчас такие интервью информативнее, чем те, которые антропологи проводят, не притворяясь никем, и о моральной стороне подобного метода. Петрута Теампау поделилась опытом проведения этнологического исследования в румынском городе Сулина, где издревле уживается множество этносов (в 2012 году ей удалось выявить 27 народностей среди 40 000 жителей, крупнейшие из которых - румыны, молдоване, греки и русские (староверы-"липоване"). Она отметила, что некоторое видимое противостояние между разными народностями проявляется только летом, когда в город приезжают туристы, зимой же никаких визуальных, перформативных проявлений различий между этносами ей наблюдать не удалось.

10 сентября, помимо лекции Мариуса Опреа о румынской тайной полиции "Securitate", участникам летней школы довелось присутствовать на интервью с румынским диссидентом  и правозащитником 
Габриэлем Андрееску

11 и 12 сентября были посвящены экскурсиям по Трансильвании. В ходе автобусного путешествия по удивительно аккуратным деревням мы посетили деревянную церковь XVI века в коммуне Иэуд и "веселое кладбище" в селе Сэпынца, но самым главным пунктом экскурсионной программы стал мемориал в г. Сигете, посвященный жертвам коммунистического режима.


* * *

Участие в этой летней школе принесло мне немало ценных плодов. Во-первых, знакомство с теоретическими трудами Джона Остина и Эрики Фишер Лихте позволило мне задуматься о применении перформативного подхода при работе с главными источниками, на которых строится мое диссертационное исследование, - протоколами канонизационных процессов. Во-вторых, поскольку "перформативный поворот" пришел в Россию не так давно, иногда мне доводилось сталкиваться с исследователями, которые злоупотребляли этим методом и видели "перформанс" в любом действии, во всяком сказанном (и даже написанном) слове. Это способствовало формированию определенных предрассудков и скептического отношения к эффективности этого метода; к счастью, знакомство с театроведами и антропологами, которые наглядно продемонстрировали пользу, которую им приносит перформативный подход, позволило избавиться от этих предрассудков. В-третьих, в ходе летней школы в Клуже мне удалось обзавестись интересными знакомствами с представителями самых разных сфер гуманитарного знания, причем не только с аспирантами и докторантами, но и с профессорами.

В следующем году Школа изучения Восточной и Южной Европы планирует провести очередную летнюю школу. Я бы рекомендовала аспирантам и магистрантам принять в ней участие; даже если тема этой школы окажется далекой от темы вашего исследования, я думаю, каждый сможет найти в ходе подготовки к семинарам или в ходе дискуссий (официальных или "кулуарных") что-то интересное для себя с методологической точки зрения.

Светлана Яцык