В Лаборатории Медиевистических исследований прошла седьмая встреча из цикла "Дискуссионное Средневековье". Тема: "Религиозное насилие в христианской культуре Запада и Востока Европы в раннее Новое время"
Серж Брюнэ, профессор университета Монпелье III, член французского Института университетских исследователей и автор ряда важных исследований по истории южных регионов Франции в раннее Новое время выступил в семинаре с докладом «Религиозное насилие на французском Юге в XVIв.: конъюнктурное и структурное».
Религиозное насилие в христианской культуре Запада и Востока Европы в раннее Новое время.
Такой теме была посвящена прошедшая 9 июня 2014 г. на факультете истории НИУ ВШЭ седьмая академическая дискуссия из цикла «Дискуссионное Средневековье», организуемого Лабораторией. Как и на других встречах такого рода, перед участниками стояла задача вынести на обсуждение именно дискуссионные вопросы истории Средневековья и средневековых культур на Востоке и Западе Европы и ставить вопросы так, чтобы наши встречи помогали «обострять» тематику наших университетских курсов. Поэтому самое аgenda дискуссии поставила вопросы, на которые «в один присест» ответить никак не возможно, а именно:
- какими факторами и корреляциями объясняют волну религиозного насилия в Европе раннего нового времени?
- модальности религиозной нетерпимости, религиозного насилия и ассоmmodating cultural differences в истории Франции и «латинского» Запада в раннее новое время;
- была ли сложившаяся на «латинском Западе» модель ассоmmodating cultural differences уникальным явлением?
- в чем отличия опыта «латинского» Запада от опыта Московской Руси и вообще европейского и не-европейского Востока…?
Докладчиком, позволившим остро поставить такого рода вопросы стал Серж Брюнэ, профессор университета Монпелье III, член французского Института университетских исследователей, автор ряда важных исследований по истории южных регионов Франции в раннее Новое время. Название его доклада звучало так: «Религиозное насилие на французском Юге в XVIв.: конъюнктурное и структурное». Эта проблематика позволила ещё раз обратиться к мучительному для французской (и европейской) исторической памяти вопросу: почему процветающее французское королевство во второй половине XVI рухнуло в пучину разорительных и страшных религиозных войн?
Серж Брюнэ обратился к неожиданному аспекту проблемы: как объяснить резкое изменение отношения к морискам и к маранам в Испании и на юге Франции в конце XVI века? По мнению французского исследователя, архивные источники позволяют поставить под сомнение привычные объяснения (вековая нетолерантность, взорвавшаяся снова в условиях войны протестантов и католиков; антиисламизм и антииудаизм христианской культуры; социальные коллизии). С его точки зрения, свою роль сыграли политические факторы. Филипп II и его окружение поверили в возможность восстания крещёных мусульман и крещёных евреев с союзе с протестантами против законных властей. Как ни странно, к этому их подталкивали агентурные сведения о том, что испанские мориски и протестанты французского юга в самом деле обменивались эмиссарами и собирали деньги в казну будущего повстанческого войска…
Дискуссия естественным образом повернулась в сторону неминуемого вопроса: как соотносились политические расчеты и религиозные идеалы, религиозная риторика и хладнокровный макиавеллистский расчет в религиозно-политических конфликтах того времени. Множество любопытных проблем, связанных с этой частной и специальной тематикой, ждут своих исследователей…