• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.А. Сафонова «Православная, мусульманская и иудейская общины Македонии и Болгарии в XIV-XVII вв.»

11 октября Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X- XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural difference?», на котором с докладом «Православная, мусульманская и иудейская общины Македонии и Болгарии в XIV-XVII вв.» выступил к.и.н. А.А. Сафонов.

11 октября Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X- XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural difference?», на котором с докладом «Православная, мусульманская и иудейская общины Македонии и Болгарии в XIV-XVII вв.» выступил к.и.н. А.А. Сафонов.


Семинар проводился в рамках исследовательского субпроекта Лаборатории медиевистических исследований ВШЭ «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)». Проект ставит целью внести вклад в специфически сравнительное изучение опыта религиозного плюрализма, религиозной терпимости и нетерпимости и моделей accommodating cultural differences в православных и западнохристианских культурах Руси, Балкан, Центральной и Западной Европы в Средние века и в XVI-XVII вв. Речь идёт о попытке взглянуть в плане «структур большой длительности» на роль конфессионально специфических традиций в формировании моделей религилигиозно-культурного плюрализма, то есть о попытке выявить некоторые фундаментально-структурные черты дискурсов accommodating cultural differences в православных и западнохристианских культурах. Особенность проекта в том, что  он сосредоточен именно на сравнительных аспектах данной проблематики.


С основательным и обстоятельным докладом под названием «Православная, мусульманская и иудейская общины Македонии и Болгарии в XIV-XVII вв.»выступил к.и.н. А. А. Сафонов (ВШЭ и Инслав РАН).


Поскольку Покровский бульвар – далекая окраина Москвы по сравнению с Петровкой и Мясницкой, участников собралось много меньше обычного, ровно 10 человек, включая выступавшего. Однако после часового доклада дискуссия шла около двух часов, потому что в центре семинара стоит жгучая научная и научно-общественная проблема: как именно христианские общества уживались с исламом? Почему так, а не иначе? Велики ли различия в этом отношении между православными и «латинскими» культурами?


А.А. Сафонов показал, каково состояние современных исследований по проблематике религиозно-культурного плюрализма на Балканах в XIV-XVII вв. Особое внимание было уделено штудиям по причинам, модальностям и механизмам исламизации христианского населения Балкан. Этот процесс был массовым и не был результатом одного лишь принуждения со стороны османских властей. Постоянная конфронтация с «клетыми турками» (широко распространенное выражение болгарских источников) – один из мифов, с которым пора расстаться. Высказывания высшего и среднего духовенства о подавлении христиан «османским игом» почти всегда встречаются в контексте адресованных в Москву или Вену просьб о денежном вспомоществовании. Однако более или менее мирное сосуществование стало сменяться всё более и более острой дискриминацией христиан в XVII веке. Толерантность исламской культуры Османской империи – иллюзия применительно к периоду после 1650-х годов.


Дискуссия вращалась, главным образом, вокруг вопроса о православном взгляде на «иноверное иго» и мусульман в XV-XVIII вв. Был приведен ряд новых аргументов (и припомнены старые) в пользу тезиса о весьма позднем обострении православно-мусульманского антагонизма. В целом гипотеза о том, что православные культуры в период до 1650-х годов (приблизительно) умели бесконфликтно уживаться с исламом, получила новые очень конкретные подтверждения.