• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет Кристины Голомазовой и Константина Мефтахудинова о Второй Летней школе палеографии и неографии в Варшаве.

Представители Высшей Школы Экономики на летней школе по палеографии, состоявшейся в июле в Варшаве, поделились своими живыми впечатлениями от поездки.

Неясные символы, со временем приобретающие знакомые очертания слов, русская речь с легким польским акцентом, университетские часы, ровно в полдень играющие гимн всего студенчества Gaudeamus – так прошли практически две июльские недели у выпускницы факультета истории Кристины Голомазовой и студента Константина Мефтахудинова в рамках Второй Летней школы палеографии и неографии в Варшаве, организованной совместными усилиями Варшавского университета и Центра польско-российского диалога и согласия.

Занятия вели как известные российские историки – проф. Л. В. Столярова (ИВИ РАН), Ю. М. Эскин (РГАДА, заместитель директора), Г.А. Иванова (РГАДА), - так и их не менее именитые польские коллеги: доктор Х. Граля (факультет Artes Liberales, Варшавский университет), доктор Я. Бурдович-Новицкий, проф. З. Зелинская (Институт истории, Варшавский университет). Так, Юрий Моисеевич учил студентов читать статейные списки и разрядные книги, а профессор Граля – тексты польских, литовских и даже валашских канцелярий. Нескрываемую радость у всех слушателей Школы вызывали занятия с доктором Я. Бурдовичем-Новицким, который со столпнической выдержкой по-польски обучал студентов чтению российских документов XVIII столетия (и, в частности, личных писем императора Петра I).

В одну из пятниц состоялся визит в AGAD – Главный архив древних актов, где было представлено богатейшее собрание документов – источников по истории Московского царства, а также его взаимоотношениям с ближайшими соседями. Профессор Граля и Ю.М. Эскин, вооружившись, будто перед трепанацией черепа, стерильными хирургическими перчатками, продемонстрировали молодым исследователям превосходно сохранившиеся грамоты Ивана Грозного, отправленные в Польшу, а также тексты наиболее значимых мирных договоров той эпохи.

Королевские польские обеды в Казимировском дворце, а после них – успеть вернуться в сегодняшний день, сбегать на десять минут в соседний костёл, где покоится сердце Ф. Шопена (ubi enim est thesaurus tuus ibi est et cor tuum), чтобы послушать орган, и за пирожным в университетскую кондитерскую, - и обратно, в приказную избу, в мир, где смешались Тимохи и Давиды, Злобы и Швидригайло, пустоши и селища. Правда, Варшаву, несмотря на отцветшие магнолии, трудно воспринимать иначе, чем город скорби – и оттого еврейские кладбища и памятники участникам Варшавского восстания кажутся единственной подлинно существующей вещью на этой земле.

Нет сомнений, что Летняя школа Варшавского университета – волшебное место для студентов, грезящих о круглосуточном чтении древних рукописей и совершенствовании своих навыков в этом ремесле. Однако, по мнению Кристины Голомазовой, не стоит забывать и о том, что 75 часов палеографии за две недели - это не шутка. «Мы трудились не хуже, чем святой Франциск, - вспоминает участница Школы. – И на мой взгляд, главным вопросом, неловко вычленяемым из этой варшавской мелодии, был следующий: готов ли каждый из нас посвятить всего себя исторической науке? И каждый вернувшийся оттуда, не сомневаюсь, смог дать себе честный ответ».

Голомазова Кристина, Мефтахудинов Константин