• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аббатство Конк: мастерская реформы в XI веке. Доклад Дидье Панфили в семинаре "Символическое Средневековье"

В семинаре "Символическое Средневековье" выступил доцент университета Париж I Пантеон-Сорбонна Дидье Панфили, приехавший в Москву по приглашению Французского университетского колледжа. Чтобы разобраться в том, как вырабатывалась идеология христианской реформы, он предложил анализ нескольких текстов, связанных с крупным французским аббатством Конк, прежде всего, "Книги чудес св. Веры" Бернарда Анжерского, сохранившейся до наших дней знаменитой сокровищницы с замечательной статуей-реликварием и, наконец, не менее знаменитого романского тимпана церкви, изображающего Страшный суд.




Дидье Панфили, университет Париж I Пантеон-Сорбонна

Аббатство Конк: мастерская реформы в XI веке
доклад в семинаре "Символическое Средневековье"

В семинаре "Символическое Средневековье" выступил доцент университета Париж I Пантеон-Сорбонна Дидье Панфили, приехавший в Москву по приглашению Французского университетского колледжа. Чтобы разобраться в том, как вырабатывалась идеология христианской реформы, он предложил анализ нескольких текстов, связанных с крупным французским аббатством Конк, прежде всего, "Книги чудес св. Веры" Бернарда Анжерского, сохранившейся до наших дней знаменитой сокровищницы с замечательной статуей-реликварием и, наконец, не менее знаменитого романского тимпана церкви, изображающего Страшный суд. В начале докладчик подробно остановился на истории аббатства, "обретения" им мощей раннехристианской святой, стяжавшей мученическую кончину в детстве, перипетиях церковной истории Южной Франции X-XI вв. Как правильно показал наш гость, это было время активного формирования феодальных отношений, споров на всех уровнях власти и, вместе с тем, активного движения за реформу Церкви, религиозного сознания верующих и поиска мирных путей решения конфликтов. Конк, бывший тогда и остающийся сейчас небольшим городком в ущельях Авейрона, оказался втянутым в крупные европейские процессы, в чем культ св. Веры сыграл немаловажную роль.

Весь этот сложный комплекс исторических свидетельств показал, как в XI в. сформировался культ св. Веры (иначе: Фиды, Фуа), сделавший Конк крупным центром паломничества на пути в Компостелу. Опираясь на работы четвертого поколения школы "Анналов" - Жан-Клода Шмитта, Жан-Клода Бонна, Жерома Баше, - докладчик постарался проанализировать знаменитую сцену "Страшного суда" в тимпане главного портала, уделив особое внимание фрагментарно сохранившемуся взвешиванию душ.





Эта часть доклада вызвала довольно оживленные споры. Например, взятая докладчиком из книги Жан-Клода Бонна идентификация повесившегося Иуды по левую руку от Люцифера как "алчного" грешника вызвала справедливую критику М.А.Бойцова. Дидье Панфили, как и многие его соотечественники, пытался продемонстрировать, как в начале XII в. на Западе сформировалось т.н. "общество преследования" (Р.Мур), целый комплекс представлений и конкретных действий против инакомыслящих и иноверцев, от Крестовых походов до погромов. "Страшный суд" в Конке должен был НАГЛЯДНО продемонстрировать современникам его гениального создателя и его заказчиков, что им нужно было выбрать между черным и белым, добром и злом. Впрочем, источниковая база нашего гостя, ни текстовая, ни иконографическая, оказалась недостаточно убедительной для многочисленных гостей семинара. Вместе с тем, его выступление, во многом благодаря замечательному переводу Павла Юрьевича Уварова, вызвало живой отклик у всех участников.