Выступления Михаила Бойцова в Дюссельдорфском университете 2 и 4 июля 2013 г. о Золотой булле императора Карла IV
Михаил Бойцов выступил в Институте исторических наук Университета имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе с докладом (2 июля) и сообщением (4 июля) о Золотой булле императора Карла IV.
2 июля 2013 г. Михаил Бойцов прочитал большой персональный доклад "Ordnung im Chaos. Die Zusammensetzung des Nürnberger Teils der Goldenen Bulle 1356" ("Порядок в хаосе. Состав нюрнбергской части Золотой буллы 1356 г.) в Институте исторических наук Университета имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе. Докладчик представил собравшимся свою теорию складывания текста т.н. Золотой буллы 1356 г. - одного из самых известных и влиятельных правовых памятников средневековой Германии. Хотя новая концепция в корне расходится с представлениями, давно уже принятыми в немецкой историографии, серьезных возражений не последовало.
4 июля там же состоялся круглый стол, организованный Институтом исторических наук совместно с коллегией "Материальность и производство" под названием "Золотая булла, император Карл IV и папство". На нем Михаил Бойцов представил cообщение "Церемонии Золотой буллы". Поскольку в кратком выступлении, естественно, не было возможности рассмотреть все аспекты "церемониальных разделов" Золотой буллы, на обсуждение был вынесен только один, полемически заостренный тезис. Говорить о "церемониях Золотой буллы" вообще (как это принято в литературе) нельзя, потому что каждый церемониальный эпизод должен толковаться дифференцированно - в контексте того документа, в составе которого он и вошел в "Золотую буллу", а не в контексте всего сборника в целом. Документы же эти очень различны и по форме, и по целям их составления, и по функциям. Предлагаемый подход к "церемониальным разделам" Золотой буллы логически вытекает из предложенной раньше теории складывания самого текста из разнородных документов в последовательности, не совпадающей с нынешней последовательностью глав. Несмотря на краткость, сообщение вызвало оживленное обсуждение.
Кроме того, Михаил Бойцов оказался оппонентом другого участника круглого стола - искусствоведа Томаса Нолла, - недавно опубликовавшего книгу о цикле фресок в капелле св. Сильвестра в храме Четырех увенчанных мучеников в Риме. Расхождения в позициях касались отдельных деталей изображений (ферула или выносной крест?), сюжета последней сцены цикла (участвует ли в ней реликвия св. Креста или же нет?), а главное, общей его концепции (конфликт папства и императорской власти или же история обретения главной реликвии часовни?). Стороны остались при своих исходных мнениях.
Объявление о докладе Workshop Düsseldorf.pdf
4 июля там же состоялся круглый стол, организованный Институтом исторических наук совместно с коллегией "Материальность и производство" под названием "Золотая булла, император Карл IV и папство". На нем Михаил Бойцов представил cообщение "Церемонии Золотой буллы". Поскольку в кратком выступлении, естественно, не было возможности рассмотреть все аспекты "церемониальных разделов" Золотой буллы, на обсуждение был вынесен только один, полемически заостренный тезис. Говорить о "церемониях Золотой буллы" вообще (как это принято в литературе) нельзя, потому что каждый церемониальный эпизод должен толковаться дифференцированно - в контексте того документа, в составе которого он и вошел в "Золотую буллу", а не в контексте всего сборника в целом. Документы же эти очень различны и по форме, и по целям их составления, и по функциям. Предлагаемый подход к "церемониальным разделам" Золотой буллы логически вытекает из предложенной раньше теории складывания самого текста из разнородных документов в последовательности, не совпадающей с нынешней последовательностью глав. Несмотря на краткость, сообщение вызвало оживленное обсуждение.
Кроме того, Михаил Бойцов оказался оппонентом другого участника круглого стола - искусствоведа Томаса Нолла, - недавно опубликовавшего книгу о цикле фресок в капелле св. Сильвестра в храме Четырех увенчанных мучеников в Риме. Расхождения в позициях касались отдельных деталей изображений (ферула или выносной крест?), сюжета последней сцены цикла (участвует ли в ней реликвия св. Креста или же нет?), а главное, общей его концепции (конфликт папства и императорской власти или же история обретения главной реликвии часовни?). Стороны остались при своих исходных мнениях.
Объявление о докладе Workshop Düsseldorf.pdf
Дата
2 июля
2013
В статье упомянуты