ВИЗАНТИЙСКАЯ АГИОГРАФИЯ: ТЕМЫ, ТЕКСТЫ И ПРОЕКТЫ
Под эгидой Национальных комитетов византинистов России, Франции и Италии Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Коллеж де Франс, Центр византийской цивилизации, и Университет Ка Фоскари, Венеция, провели 12-14 ноября 2012 г. в Москве международную научную конференцию "Византийская агиография: темы, тексты и проекты".
Целью конференции было собрать вместе ведущих мировых специалистов по византийской агиографии и смежным дисциплинам: восточнохристианской и славянской агиографии, гимнографии и литургике. Для ознакомления с достижениями российских специалистов по византийской агиографии была организована книжная выставка.
Конференция началась с приветственных слов организаторов, за которыми последовал программный доклад Б. Флюзена, описавший современное состояние дисциплины. На первом заседании были представлены новейшие проекты, так или иначе связанные с агиографией: Bibliotheca Hagiographica Graeca, база данных по поздневизантийской агиографии (1204–1453), база данных Codices hymnographici Byzantini antiquiores, проект по изданию Императорского минология.
Второе заседание было посвящено проблемам взаимодействия агиографии с гимнографией, литургикой, фольклором, историей, лингвистикой, narrative technics. Особо интересные аспекты были затронуты в докладах Д. С. Пенской, М. Детораки, С. Метивье и А. И. Грищенко.
Третье и четвертое заседания рассматривали памятники византийской агиографии в хронологическом порядке, от ранней Византии до самого ее конца. Были представлены новые агиографические находки (в докладах С. А. Иванова и А. Ю. Виноградова) и проекты изданий (А.-М. Тэлбот). Весьма интересные предположения о связях между различными памятниками были изложены А. А. Королевым, Д. Е. Афиногеновым и особенно А. Бергером, объединишим воедино 4 памятника «народной» агиографии Х в. Отдельной темой стало развитие поздневизантийской агиографии, пока еще плохо изученной, и использование ею памятников раннего периода.
Пятое и шестое заседания были посвящены связи византийской агиографии с христианским Востоком и славянами. Здесь были представлены и неизвестные тексты (Б. Казо, С. А. Французовым), и новые интерпретации классических памятников (А. Риго и М. Скарпой), и новые проекты (К. Ивановой — Bibliotheca hagiographica balcano-slavica). Завершилась конференция двумя докладами по поствизантийской агиографии, в т.ч. в ее связи с Россией (доклад С. Пасхалидиса, который обнаружил неизвестное греческое название Москвы — Феодорополь, в честь царя Феодора Иоанновича).
Оживленная дискуссия, сопровождавшая все заседания, подтвердила основную мысль вводного доклада Б. Флюзена: наряду с исследованием агиографии как источника по истории общества и т.п. мы по-прежнему нуждаемся в «классической» агиографии, в фокусе которой стоит прежде всего сам феномен святого.
Андрей Виноградов.