• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иконография Страстей во французских витражах XII – XIII вв. Нарративные и типологические композиции

Доклад Марии Годлевской в семинаре "Символическое Средневековье" был посвящен иконографическим особенностям изображения Страстей Христовых на примере исполинов французской высокой готики – Шартрского, Буржского, Турского и Леманского соборов.

Мария Годлевская

Иконография Страстей во французских витражах XII – XIII вв. Нарративные и типологические композиции


В семинаре "Символическое Средневековье" с докладом "Иконография Страстей во французских витражах XII – XIII вв. Нарративные и типологические композиции" выступила Мария Годлевская, историк средневекового искусства, PhD университета Пуатье, главный специалист РОСИЗО. Речь шла об иконографических особенностях изображения Страстей Христовых на примере исполинов французской высокой готики – Шартрского, Буржского, Турского и Леманского соборов. В чем заключается структурная и семантическая разница между нарративной и типологической композициями применительно к одному и тому же сюжету? Почему и как Страстной цикл может появляться в соборе дважды? Какова роль месторасположения витража Страстей в сакральной топографии каждого собора? Иконографические схемы и местная специфика? Значение в контексте общей иконографической программы собора (если правомерно говорить о таковой) и связь с новым осмыслением Евхаристии в начале XIII в.? Несет ли выбор цветовой гаммы витража определенную символическую нагрузку? Эти вопросы были рассмотрены докладчицей в контексте современных исследований витража как особого типа средневекового искусства, с учетом его сложных технических характеристик. Автор полемизировала с наследием Эмиля Маля, Луи Гродеки, обращалась к Ролану Рехту, Мишелю Пастуро. Были описаны и проанализированы страстные циклы названных соборов и выделены отличия в передаче схожих смысловых категорий в витражах нарративного и типологического типа.