• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Verbum et ius. Preaching and legal frameworks: хроника XVIII-го семинара Международного общества изучения средневековых проповедей, Елена Марей

20-24 июля 2012 года в Брешии (Италия) состоялся XVIII семинар Международного общества изучения средневековых проповедей на тему "Verbum et ius. Preaching and legal frameworks". Среди крупнейших мировых специалистов, таких как Мари Анн Поло де Больё и Жак Берлиоз, в семинаре выступили с докладами наши друзья и коллеги к.ю.н. Александр Марей и к.и.н. Елена Марей. Мы публикуем хронику семинара, написанную Еленой Марей.

20-24 июля 2012 года в Брешии (Италия) состоялся XVIII семинар Международного общества изучения средневековых проповедей на тему "Verbum et ius. Preaching and legal frameworks. Среди крупнейших мировых специалистов, таких как Мари Анн Поло де Больё и Жак Берлиоз, в семинаре выступили с докладами наши друзья и коллеги к.ю.н. Александр Марей и к.и.н. Елена Марей. Мы публикуем хронику семинара, написанную Еленой Марей.

 

Verbum et ius

Хроника XVIII-го семинара

Международного общества изучения средневековых проповедей

Брешия, 20 – 24 июля 2012

 

Международное общество изучения средневековых проповедей (МОИСП) было официально основано в 1988 г. группой ученых из разных стран. В этом году в городе Брешия (Италия) прошел 18-й научный семинар МОИСП, посвященный проблемам использования правовых аргументов в проповедях и, в более широком смысле, – проблемам взаимодействия права и религии в интеллектуальном пространстве Европы VI – XV вв. В нем приняли участие ученые из Италии, Франции, Польши, Израиля, Великобритании, Венгрии, Бразилии и России. Высшую школу экономики на семинаре представляли доцент кафедры практической философии, к.ю.н. Александр Марей, и сотрудник факультета истории, к.и.н. Елена Марей.

Семинар был открыт 20 июля в Католическом университете Брешии выступлениями его ректора, Л. Моргано, научного координатора семинара, профессора университета Турина Лауры Гаффури и президента МОИСП профессора Франко Моренцони.

Первый доклад на семинаре, озаглавленный «Послание к Римлянам, 2.14: от Оригена к Августину», был сделан профессором Католического университета Милана Марко Рицци. Автор сосредоточился на различных интерпретациях данного фрагмента Послания апостола Павла к римлянам в текстах латинской патристической традиции. Христианские богословы по-разному трактовали соотношение нравственных и правовых норм, которыми руководствовались язычники, иудеи и христиане. Однако наиболее авторитетной и получившей наибольшее распространение в последующие эпохи стала позиция Аврелия Августина, считавшего, что, хотя христианские нормы и являются совершенством, все же, тех, кто жил до пришествия Христа следует судить по нормам их времени. Доклад Роберто Альчиати (Университет Турина, Италия) «Правила монастырской жизни в “Проповедях” Цезария Арльского» был посвящен организации монастырей в Галлии V – VI вв. Отдельно докладчик остановился на важности епископа в жизни монашеской общины. По мнению Р. Альчиати, необходимо отказаться от восприятия монашества как некоей res in se и начать его изучения как органической части христианского сообщества. Доклад Елены Марей(НИУ ВШЭ) «Lex autem iuris est species: идеал закона в произведениях Исидора Севильского» касался правовых представлений одного из основоположников средневековой культуры – знаменитого энциклопедиста Исидора Севильского. В своих «Сентенциях», ставших впоследствии основой для многих средневековых проповедей, епископ Севильи призывал правителя издавать такие законы, которые служили бы на благо всему обществу, а не отдельным лицам, а также самому повиноваться изданным постановлениям. Наоми Беннет (Кэмбридж, Великобритания) в своем докладе «Христос как законодатель и судья в англо-саксонских проповедях» отметила соединение в образе Христа в исследуемую эпоху функций политического правителя, законодателя и судьи. Проецируя этот идеальный образ на политическую действительность англо-саксонских королевств, образованные прелаты (прежде всего, архиепископ Вульфстан), выстраивали идеологию королевской власти. Следующий доклад Розы Марии Парринелло (ун-т Турина, Италия) «Проповедь и Kaiserkritik в Византии» был посвящен эпохе творчеству византийского императора Льва VI Мудрого. Он прославился прежде всего как законодатель (при нем были приняты «Василики»), однако кроме этого был автором 44 проповедей, в которых затрагивались вопросы императорской власти, статуса закона и т.д. Завершился день докладом Рафаэля Савиньи (ун-т Болоньи, Италия) «Епископские рraedicatio, admonitio и correctio в каролингскую эпоху: нормы и модели поведения». Основываясь на анализе многочисленных текстов, докладчик очертил круг полномочий и обязанностей епископа по отношению к пастве, куда входит наставление, обучение, утешение, воспитание и т.п.

Заседание второго дня началось с доклада Мишеля Лоуерса (ун-т «София Антиполис», Ницца, Франция) «Praedicatio et correctio. Публичные речи и обязанность “исправления”: от монашеского устава до церковного права XI – XIII вв.». Докладчик отметил, что обязанность воспитания и исправления, которая ложилась на епископов, получила юридическое обоснование в эпоху григорианской реформы, что значительно усилило авторитет Церкви. Эммануэль Бэн (ун-т «София Антиполис», Ницца, Франция) в своем выступлении «Mitto vos: от обязанности проповедовать к праву проповедовать» описал фигуру проповедника XI – XII вв. До XI в.  проповедовать разрешалось в том числе и мирянам (хотя гораздо чаще эту обязанность все-таки брали на себя клирики), и за свою деятельность проповедник собирал пожертвования с паствы. Начиная с сер. XI в. право нести слово Божие было закреплено за священниками, которые, памятуя о бедности апостолов, отныне не должны получать от этого никакой прибыли. Последним в утреннем заседании был доклад Кристиана Грассо (Практическая школа высших исследований, Париж, Франция) «Папские проповеди крестового похода в период IV Латеранского собора», в котором докладчик показал, что в своих письмах римские понтифики Иннокентий III и Гонорий III призывали к крестовому походу, опираясь как на теологические, так и на правовые аргументы.

Вечернее заседание, проходившее под председательством Николь Бериу, открылось докладом профессора Андреа Эррера (ун-т Катанзаро, Италия) «Инквизиторский процесс между проповедью и правом: фаза inquisitio generalis». В докладе был освещен процесс формирования одного из интереснейших жанров юридической процессуальной литературы позднего Средневековья и раннего Нового времени – учебников для инквизиторов. Автор отметил, что их отличие от аналогичных процессуальных руководств по гражданскому процессу заключалось в том, что их писали не юристы для не юристов. Вслед за ним Александр Марей (НИУ ВШЭ) рассказал о формировании юридической терминологии в средневековой Кастилии. В своем докладе «Понятие yerro в испанском праве XI – XIII вв.: между грехом и преступлением» он показал, что термин yerro в эпоху короля Альфонсо Мудрого использовался как обобщающее слово для обозначения любого проступка и преступления как против светского права, так и против канонического. Автор следующего доклада, Каролина Гуаль (Государственный университет Кампинас, Бразилия) посвятила свое выступление одной из самых ярких фигур в истории средневековой Церкви – папе Александру III. Докладчица обратила внимание на то, что в своих декретальных посланиях понтифик с одинаковой легкостью прибегал как к текстам канонического и римского права, так и к Священному Писанию и святоотеческой традиции. Барбара Бомби(ун-т Кента, Великобритания)  посвятила свой доклад анализу работы проповедников в западно-славянских землях. Отдельно отмечалось, что ради распространения своей веры монахам разрешалось не только проповедовать, но и устраивать для местных жителей театрализованные костюмированные представления. Последний доклад в этот день, прочитанный профессором Жан-Полем Буайе(ун-т Экс-ан-Прованс, Франция), был посвящен фигуре Варфоломея Капуанского, известного юриста, советника королей Сицилии и ученика Фомы Аквинского. Особое внимание в докладе было уделено так называемым «правовым проповедям» Варфоломея Капуанского, т.е., текстам, соединявшим в себе проповедь с приговором по тому или иному уголовному делу.

Третий рабочий день конференции был открыт заседание под председательством проф. Юсси Ханска(ун-т Тампере, Финляндия). Первый докладчик, Стефан Вишневяк (Университет св. Андрея, Великобритания) в своем выступлении «Закон и проповедь: Sermones quadragesimales de legibus Леонардо Маттеи из Удине» рассказал о творческом наследии доминиканского проповедника XIV в. Леонардо Маттеи. В своих проповедях Леонардо обращался к теме соотношения светского права и христианских заповедей. Он обосновывал необходимость и полезность земных законов для жизни общества в целом и настаивал на законопослушности каждого жителя. Фабрицио Конти (Будапешт) в своем докладе «Суд совести. Исповедь и “ежедневный закон” у миланских францисканцев XV в.» показал, как проповедь о грехе и покаянии может служить идее «суда совести» и исповеди как таинству, посредством которого поведение человека подвергается анализу и суду. Утреннее заседание завершилось мастер-классом под руководством профессора Алексиса Шарансонне (ун-т Лиона, Франция). Он предложил участникам проанализировать два документа, относящихся к противостоянию императора Фридриха II и папы римского Иннокентия IV.

В понедельник 23 июля заседание началось с доклада проф. Николанджело д’Акунто (Католический ун-т, Брешия) «Юридические аргументы и инструмент публичной речи во время борьбы за инвеституру». Он отметил, что в силу своей значимости борьба за инвеституру так или иначе затрагивала все слои населения, так что в ней участвовали широкие массы горожан. Это привело к тому, что проповедники стали апеллировать скорее к чувствам, нежели к разуму прихожан. Следующим выступил профессор Марк Саперстайн (колледж им. Лео Бека, Лондон, Великобритания) с докладом «Еврейское право в средневековых еврейских проповедях». Объектом его изучения стали проповеди, записанные в Испании, которые посвящены регламентации быта и поведения иудеев. Линда Джонс (ун-т Помпеу Фабра, Барселона, Испания) в своем докладе «Право, порядок и идеология в проповедях Альмохадов» рассказала о возникновении жанра мусульманской проповеди во времена Альмохадов, основанной на теологических и юридических источниках. Филиппо Седда (ун-т «Ла Сапиенца», Рим, Италия) в своем докладе «Юрист на кафедре и под кафедрой: кодекс Джованни да Капестрано, написанный им самим» продемонстрировал слушателям неизданную рукопись средневекового проповедника и юриста Джованни да Капестрано. Как отметил докладчик, лексика этого сочинения выдает в его авторе юриста, который готовится выступать с проповедью с епископской кафедры.

Работа была продолжена во второй половине дня. Сильвана Веккио (ун- Феррары, Италия) в своем выступлении «Exempla de legibus. Юридические метафоры Джованни да Сан Джиминьяно» рассказала о заимствованиях и переосмыслении юридических терминов в тексте проповеди доминиканского проповедника XIV века. Следом Беатриче Пашута (ун-т Палермо, Италия) представила доклад на тему «“Постановка” судебного заседания: “Процесс Сатаны” между теологией и правом». Исследовательница проанализировала знаменитый трактат Бартоло да Сассоферрато «Процесс Сатаны», в котором дьявол и Дева Мария спорят о том, кому же принадлежит человеческий род, а судьей на этом процессе является Христос. Дьявол, используя слабые аргументы, конечно же, терпит поражение. Трактат примечателен тем, что, будучи чисто теологическим по содержанию, по форме он полностью соответствует процессуальным руководствам по гражданскому процессу. Следующими выступили Мари-Анн Поло де Болье («Группа исторической антропологии средневекового Запада», Париж, Франция) и Жак Берлиоз (директор Центра исторических исследований, Париж, Франция). В своем докладе «Передача правового знания посредством сборников exempla» исследователи выделили три уровня использования правовых терминов и аллюзий в текстах проповеднической литературы: документальный (упоминание юристов или их произведений), риторический (использование юридических терминов и цитаты из юридических источников) и идеологический (использование юридических метафор при описании праведной жизни). Доклад Сони Кабальеро Эскамилья (ун-т Гранады, Испания) «Средневековая иконография и Божье правосудие: способы репрезентации» был построен на изобразительном материале.  В центре внимания автора оказался синкретизм восприятия правовых и богословских реалий в сознании средневекового человека, проиллюстрированный примерами из иконографии Страшного суда в сочетании с фресками, изображающими проповеди и аутодафе. Дебби Нирит Бен-Арье (ун-т им. Бен Гуриона, Негев, Израиль) в своем докладе «Проповедь, право и изображение во Флоренции XV в.» исследовала иконографию капеллы Сальвиати флорентийской церкви Сан-Марко, где можно видеть фигуру проповедника. Последний докладчик, Пьетро Делькорно (ун-т Радбуд, Нидерланды) сделал сообщение на тему «Суд человеческий и Небесный. Судебная процедура во флорентийских священных мистериях», в котором рассмотрел проблему трансляции правового знания через театрализованные представления.

Последний день конференции открылся докладом проф. Марции Луккези (ун-т Павии, Италия) «“Satis vulgaria sunt apud praedicatores…”: тема игры у юристов-канонистов и проповедников (XV в.)». В качестве объекта исследования она выбрала трактат об игре итальянского канониста Стефано Коста. Исследовательница отметила, что на этот трактат не раз ссылались проповедники, обличающие азартные игры, что говорит о тесной связи канонического права и искусства проповеди. Эдит Мадас (Академия Наук Венгрии) в своем докладе «Закон и справедливость в проповедях о святых королях Венгрии» проанализировала три проповеди XIII – XV вв., посвященных проблемам закона, справедливости и суда, в которых св. король Ладислав представлен судьей и законодателем. Последней выступила польская исследовательница Станислава Кузьмова (ун-т Кракова, Польша) с докладом «Мотив свидетельства в средневековых проповедях (на материале проповеди св. Станислава Краковского)». С. Кузьмова показала, что для аргументации своих слов проповедники часто использовали юридические метафоры.

Итоги конференции были подведены на круглом столе, проходившем под председательством проф. Диего Квальони (ун-т Тренто, Италия), Джованни Анденна (ун-т Брешии, Италия) и Луки Ло Скьяво (ун-т Терамо, Италия) Следующий симпозиум МОИСП пройдет в июле 2014 г., в Кракове (Польша).