• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.М. Лидова "Светящийся диск. Иеротопия в зеркале иконографии византийского храма" в семинаре "Символическое Средневековье"

27 ноября А.М. Лидов прочитал доклад "Светящийся диск. Иеротопия в зеркале иконографии византийского храма" в семинаре "Символическое Средневековье".

27 ноября А.М. Лидов прочитал доклад "Светящийся диск. Иеротопия в зеркале иконографии византийского храма" в семинаре "Символическое Средневековье".

    Алексей Лидов, д.иск., заведующий отделом Института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова. «Светящийся диск. Иеротопия в зеркале иконографии византийского храма». Докладчик – известный историк и теоретик искусства, византинист, академик Российской академии художеств, основатель и директор Научного центра восточнохристианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ. Основная сфера его научных интересов – византийская иконография и история восточнохристианской художественной культуры, которой он посвятил более ста работ на нескольких языках, в том числе двадцать три книги (монографии, каталоги выставок, тематические сборники статей). Будучи уже сформировавшимся историком иконографии, в 2001 году Алексей Михайлович выступил с концепцией нового научного направления, названного им иеротопией: оно посвящено историческому изучению духовного и художественного содержания практики создания сакральных пространств в различные эпохи. Именно с этой методологической позиции он сделал доклад, посвященный малоизвестному мотиву светящегося или вращающегося диска, получившему широкое распространение в византийском искусстве XII-XIV вв. Загадочны его истоки и символический смысл. Была показана связь этой иконографии, игравшей ключевую роль в символических программах средневековых храмов, с неоплатонической концепцией божественного света. По всей видимости, иконографический мотив должен был закрепить в форме знака ранневизантийские представления о сакральном пространстве как образе вращающегося света. Иеротопия древних храмов, подобных Софии Константинопольской, получает отражение в иконографии более поздних росписей и икон. Были рассмотрены теоретические аспекты создания «пространственных икон», и в этой связи проблематика иеротопии и иконографии как двух подходов к описанию явлений средневековой культуры.
    Доклад, сопровождавшийся анализом конкретных памятников монументальной живописи и нескольких неоплатонических текстов, созданных в Византии в первом тысячелетии, вызвал жаркую часовую дискуссию, в которой выступили Михаил Бойцов, Олег Воскобойников, Армен Казарян (НИИТАГ), Андрей Исэров и другие.