• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Михаил Бойцов прочитал доклад "Конструирование полезного прошлого: Александр Македонский, Октавиан Август и Константин Великий как благодетели Московии" на международном коллоквиуме "Как писали и переписывали русскую историю oт Ивaнa Грoзнoгo дo В. O. Kлючeвcкoгo" в Париже

10 мая 2012 г. Михаил Бойцов прочитал доклад «Конструирование полезного прошлого:  Александр Македонский, Октавиан Август и Константин Великий как благодетели Московии» на международной конференции «Как писали и переписывали русскую историю от Ивана Грозного до В.О. Ключевского» в Париже, организованной Центром славянских исследований Университета Париж IV Сорбонна и фондом Зингер–Полиньяк.

10 мая 2012 г. Михаил Бойцов выступил с докладом «Конструирование полезного прошлого:  Александр Македонский, Октавиан Август и Константин Великий как благодетели Московии» на международной конференции «Как писали и переписывали русскую историю от Ивана Грозного до В.О. Ключевского» в Париже, организованной Центром славянских исследований Университета Париж IV Сорбонна и фондом Зингер–Полиньяк.

 

Аннотация доклада:

Стремительное превращение Московского княжества в одно из самых мощных политических образований в Восточной Европе поставило правившую в нем элиту перед необходимостью ревизии собственного исторического прошлого. «Новому» прошлому следовало убедительнее, чем «старому» легитимировать, во-первых, правящую в Москве династию и, во-вторых, ее политику расширения подвластных земель.

 

Требовавшаяся «модернизация прошлого» была делом заведомо непростым и представляла собой неизведанное поле, открытое для любых экспериментов. В докладе прослеживается лишь одно направление такого историко-политического творчества, зато представленное сразу несколькими весьма различными решениями, предлагавшимися в Московии на протяжении XV – XVII вв. Разброс между ними позволяет осознать, в каких пределах развивалось политическое воображение, стоявшее за всеми этими вариантами, понять базовую логику выстраивания «правильного» и «полезного» прошлого. Проявлялась она не обязательно в собственно исторических сочинениях, но и в других текстах, да и не только в текстах.

 

Одним из важнейших направлений «модернизации прошлого» было не просто как можно сильнее углубить исторические корни правящей династии московских князей, а позже и царей, но – самое главное - «дотянуть» их до каких-либо знаковых явлений или фигур, обладавших в глазах московских «идеологов» существенной легитимирующей силой. С их помощью удавалось бы усилить легитимацию правителей Московии, поскольку ее недостаток, судя по всему, остро ощущался элитой нового княжества. О наличии такого неудобного ощущения как раз и свидетельствуют усилия по созданию более подходящего прошлого.

 

Проявились они прежде всего в таких сочинениях, как «Сказание о князьях Владимирских», т.н. Чудовская повесть, «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, утверждавших о происхождении летописного Рюрика – основателя династии русских князей – из рода императора Августа.  Происходило переосмысление отдельных предметов из великоконяжеской казны, которые стали теперь интерпретироваться как своего рода передатчики харизмы как от византийских государей, так и от императора Августа (в качестве основателя императорской власти) московским князьям.

 

Ту же роль получает и "белый клобук" сначала новогродских архиепископов, а позже митрополитов Московских. Оказывается, он является тем самым фригием из «Константинова дара», который император Константин передал после крещения римскому епископу Сильвестру.

 

Однако главное внимание в докладе уделено одному небольшому сочинению, мало известному сегодня, но широко распространеному в русской книжности XVII в.: грамоте Александра Македонского, содержащей привилегию славянским князьям. В отличие от авторов немногочисленных исследований, посвященных этой любопытной фальшивке (Pfister, Odložilík, Rothe, Мыльников, Vidmanová и др.), докладчик интересуется прежде всего соотношением между "общеславянским" текстом "грамоты Александра" и специфически русским ее вариантом. Он показывает, что "русский вариант" впервые входит в состав той плохо известной исследователям редакции "Хронографа", которую они обозначают как появившуюся "после 1620 г.", и замещает "общеславянский" текст, включенный уже в т.н. редакцию 1617 г. Происхождение "общеславянского" варианта историками выяснено не до конца, но достоверно фиксируется он с XV в. в Чехии, а со временем через посредство польских хроник приходит на Русь. "Русский" вариант составляется на его основе, но с несколькими характерными отличиями: 1. границы земель, отводимых Александром славянам, определяются не как "от Аквилона до южных пределов Италии", а как "от моря Варяжского до моря Хвалынского", 2. дается понять, что эти земли являются платой славянам за то, чтобы они не нападали на их соседей, 3 называются имена трех славянских князей - получателей привилегии.

 

В докладе обосновываются предположения, во-первых, что редактор "Хронографа" не являлся автором "русского" варианта, что он, во-вторых, использовал текст, написанный, скорее всего, между 1558 и 1576 г., и притом, в-третьих, в западнорусских землях, возможно в Литве. 

 

Совокупность текстов, рассмотренных в докладе, показывает, что московиты ощущали себя частью того мира, центр которого составляла Римская империя в разных ее исторических воплощениях. При всей экзотичности решений, предлагавшихся московскими экспериментаторами, все их поиски велись на поле «общеевропейского прошлого», хотя теоретически они могли искать источники для легитимации Московской власти в неевропейских моделях, совершенно иначе выстраивая собственную символическую вселенную, легитимируя власть своей династии, например, через наследование монгольским ханам, легендарному попу Иоанну, грузинским царям и т.п.

 

 

Литература:

Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI – начала XVIII в. СПб., 2000. Гл. 2;


Bojcov M.A. Alexander der Große als Wohltäter der Moskowiter // Geschichtsvorstellungen. Texte, Bilder und Begriffe aus dem Mittelalter. Festschrift für Hans-Werner Goetz / Hrsg. von Steffen Patzold, Anja Rathmann-Lutz und Volker Scior unter Mitarbeit von Andreas Öffner. Köln, 2012. S. 507 - 533 (в печати).

 

  Программа коллоквиума