• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Cостоялся семинар «Исламская диаспора в Московской Руси, XV-XVII вв», организованный Лабораторией медиевистических исследований при участии фонда Марджани.

11 мая 2012 г. в ГБИЛ состоялся семинар «Исламская диаспора в Московской Руси, XV-XVII вв», организованный Лабораторией медиевистических исследований при участии фонда Марджани.

11 мая 2012 г. в зале востоковедческой литературы ГБИЛ им. М.И. Рудомино состоялся семинар «Исламская диаспора в Московской Руси, XV-XVII вв», организованный Лабораторией медиевистических исследований при участии фонда Марджани. Семинар проведен в рамках проекта «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время» (субпроект Б: «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)». Руководитель субпроекта – М.В. Дмитриев.

Четырёх предусмотренных часов (с 15.00 до 19.00) едва хватило, чтобы завершить бурную дискуссию, вызванную почти часовым докладом А.В. Белякова, который опирался на свою только что выпущенную большую монографию (Беляков А.В. Чингисиды в России XV – XVII веков. Просопографическое исследование. Рязань: «Рязань. Мiр», 2011 – 511 с. Приложения, библиография, именной указатель). Направлял совместную работу над проблематикой истории «своих мусульман» Московского государства М.В. Дмитриев, подчеркивая парадоксальность московской ситуации по сравнению, например, с Испанией времён Реконкисты или даже с Речью Посполитой, где также имелись «свои мусульмане». Не все участники соглашались, что эти ситуации и модели исламо-христианских отношений сопоставимы. Особенно плодотворным был обмен мнениями по вопросу о мусульманском землевладении в Московской Руси; о странно органичной интеграции мусульман в ряды русского служилого сословия; о почти полном отсутствии здесь следов антимусульманского миссионерства в XVI - XVII вв.; об открытости московской правовой системы для участия в ней мусульман; о систематическом участии мусульман в придворных религиозных церемониях, которое, как позволяют думать наши источники, вовсе не скандализировало московское православное духовенство.

Все эти и другие «опорные пункты» для дискуссии были созданы основательным докладом А.В. Белякова. Автор сосредоточился в нём на следующих темах и вопросах: а) история появления в России (Московском государстве) Чингисидов и членов их дворов; б) статус татарских царей и царевичей и его изменение во времени на протяжении XV-XVII столетий; в) механизмы материального обеспечения Чингисидов, их семей и дворов; г) статус городов, определенных для проживания Чингисидов в России; д) было ли Касимовское царство (ханство) в самом деле царством или ханством внутри России или это историографический миф? е) роль Чингисидов в политике Московского государства, причины и мотивы их включения в привилегированный слой русского общества.