• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Король Франции: видимый и невидимый…" : доклад Жана-Мари Лё Галля в семинаре "Символическое Средневековье"

25 ноября 2014 года на очередном семинаре из цикла «Символическое средневековье» с докладом на тему  "Король Франции: видимый и невидимый…"  (L'impossible invisibilité du roi de France) выступил декан факультета истории университета Париж I Пантеон-Сорбонна Жан-Мари Лё Галль.

"Король Франции: видимый и невидимый…" : доклад Жана-Мари Лё Галля в семинаре "Символическое Средневековье"

25 ноября 2014 года в стенах факультета истории Высшей Школы Экономики в рамках семинара «Символическое Средневековье» прозвучал доклад декана факультета истории университета Париж I Пантеон-Сорбонна  Жан-Мари Ле Галля на тему «Король Франции: видимый и невидимый… ». Речь в нем шла о харизме королевской власти во Франции от зарождения и вплоть до времени Людовика XIV.

Профессор Ле Галль начал с обзора исследовательской литературы о харизме власти. Так, в частности, он подробно остановился на описании работы Джеймса Фрейзера «Золотая ветвь», рассказал о ее влиянии на дальнейшее изучение природы власти, а также о некоторых аспектах критики Фрезера со стороны других антропологов.

Затем профессор Ле Галль назвал девять аргументов в пользу тезиса о том, что культовое, сакрализованное почитание государей существовало вне церковного пространства (таких как, например, существование "королевской религии" (religion royale): именно благодаря ей на могиле жены Франциска I Клод Французской происходили чудеса, несмотря на то, что она никогда не была признана святой). Рассказывая непосредственно о королевской власти во Франции, Жан-Мари Ле Галль не мог не упомянуть о знаменитой склянице с миром, которую, согласно легенде, принесла голубка. При этом миро в склянке никогда не истощается. Кроме того, он рассказал о весьма интересном явлении – королевских площадях – специальных пространствах в городе, в центре которого возвышалась статуя государя. На таких площадях запрещалось вести торговлю, но именно на них обычно проводили казни. Кроме того, в темное время вокруг статуй зажигались специальные огни. Все это иногда приводило к почитанию государей чуть ли не как святых, против чего выступал, в частности, Людовик XIV.

Доклад вызвал оживленную дискуссию и массу вопросов касательно самых разных аспектов, начиная с казней (не рассматривались ли они как жертвоприношения государю) и заканчивая весьма специфическими вопросами о количестве русских студентов на факультете, деканом которого является уважаемый докладчик.

Константин Мефтахудинов.