Выставка 9. Апулийская романика
На XI-XII вв. пришелся всплеск храмового строительства в прибрежных городах Южной Италии. Практически не тронутая мировыми войнами и другими потрясениями Нового времени, прекрасная Апулия сохранила немало соборов тех времен. Во время нашего небольшого путешествия мы посетили шесть городов, в каждом из которых сохранились памятники средневековой храмовой архитектуры, условно объединяемые под названием апулийской романики.
БАРИ
Столица Апулии богата множеством памятников самых разных исторических периодов: средневековый борго, один из замков Фридриха II, небольшие барочные церкви, мюратовские кварталы, театры конца XIX века, православная церковь по проекту Алексея Щусева и многое другое. Мы остановимся лишь на двух образчиках апулийской романики: базилике святого Николая (кон. XI — кон. XII вв.) и кафедральном соборе, посвященном святому Сабину (XIII в.). На первый взгляд, церковь Сан-Никколо напоминает нормандскую твердыню, ее грандиозный объем сложно охватить взглядом даже с немалой по итальянским меркам площади. Нет того ракурса, с которого можно было бы оценить всю мощь постройки, которая, как ни трудно догадаться, не раз использовалась как замок. В крипте собора хранятся мощи, традиционно связываемые со святым Николаем Мирликийским, притягивающие в Бари паломников со всех концов христианского мира. Собор обрамляют массивные башни, колонны у порталов поддерживают романские львы и буйволы, капители увиты грубыми, но тщательно проработанными зооморфными мотивами, апсиды спрятаны за плоскую стену с ложными аркадами. Через центральный неф перекинут ряд циркульных арок, вытягивающих перспективу при взгляде на восток, и, напротив, создающий дополнительные пространства для смотрящих с севера и юга, — реверанс в сторону византийской храмовой планировки. Алтарное пространство, где находится романский киворий, отделено трехпролетной аркой, разделенной коринфскими колоннами, а над боковыми нефами высятся просторные арочные галереи. Собор святого Сабина изначально старше базилики святого Николая, но в середине XII в. он был разрушен, а восстановлен из тех же материалов уже по образцу Сан-Никколо. Интерьер здания множество раз менялся, но не так давно ему были возвращены романские формы (барочные интерьеры сохранила крипта). На фасаде собора красуется готическая роза, а аркатурное завершение выполнено так же как в Сан-Никколо. Порталы окаймлены лаконичными, но изящными декоративными барочными портиками с рванными фронтонами, а на восточной стене сохранилась окно, окаймленное портиком, покоящимся на слонах.
МОЛЬФЕТТА
Главный собор Мольфетты, отстоящей на 25 километров к северу от Бари, носит имя Конрада Баварского. Это на первый взгляд необычное посвящение он получил в XVIII веке, когда церковь перешла в руки иезуитов. В конце же XII столетия, когда было завершено длившееся около полувека строительство храма, он был освящен в честь Вознесения Девы Марии. С конструктивной точки зрения собор представляет собой трехнефную базилику, главной особенностью которой является купольное оформление центрального пространства, как будто бы намекающее на византийские ориентиры неизвестных нам заказчиков. Средний неф венчают три купола разной высоты (центральный выше западного и восточного), покоящиеся на шестиугольных барабанах, что изнутри смотрится довольно эффектно. Другая интересная особенность – сорокаметровые башни-близнецы, возвышающиеся над западным входом и отвечающие уже скорее нормандским вкусам. Среди предметов интерьера стоит отметить барочный алтарь в центральной апсиде и скульптурные группы, по всей видимости, некогда украшавшие стены храма, а теперь выставленные в одной из ниш бокового нефа.
ТРАНИ
Пожалуй, самый эффектный романский собор Апулии находится в небольшом городке Трани. Его строительство было начато в 1099 г., спустя пять лет после смерти Николая Пилигрима, культ которого возник тут же и стал одним из главных в городе. Дошедшая до наших дней церковь была построена на месте древней базилики и предназначалась как раз для сохранения мощей святого Николая. Строительство основного здания было завершено около 1200 г., колокольня была возведена в 1230-е гг. Привлекают в этом соборе не только необычные архитектурные решения: вытянутые, устремленные вверх апсиды на восточной стене, слепые аркады различной глубины, расположившиеся по всему периметру собора, или необычайно высокая стрельчатая арка в основании колокольни. Главной «удачей» этого храма многие неспроста называют его расположение: он стоит на самом краю берега, на открытой площади, и со всех точек смотрится великолепно. Кажется, что в непогоду брызги набегающих волн долетают до стен этой твердыни, в которой сочетаются изящество, создаваемое элементами декора, и непоколебимость романского, походящего на укрепленный замок храма. Внутри собор поделен на две части – верхнюю и нижнюю. Последняя состоит из двух крипт, в которых в первую очередь обращают на себя внимание прекрасные романские капители. Современный интерьер верхнего храма вполне гармонирует с древней конструкцией; особый интерес представляют опоры, выполненные в виде парных колонн. В соборе выставлены оригинальные бронзовые ворота XII в., созданные скульптором Баризано из Трани.
БАРЛЕТТА
Базилика Санта-Мария-Маджоре в Барлетте менее гомогенна с точки зрения архитектуры по сравнению с другими рассматриваемыми здесь храмами. Нынешнее здание – плод многочисленных реконструкций. На месте собора, предстающего взорам редких путешественников сегодня, располагались культовые сооружения уже с IV в. до н. э. Современный облик собора складывается из двух частей – условно романской и готической. Строительство первой было осуществлено в период с 1147 по 1153 гг. под началом некоего мастера Симиака, как свидетельствуют документы приходского архива. В годы правления Фридриха II, покровительствовавшего собору, здание было перестроено: фасад увеличили, на нем появилась внушительных размеров роза. Вторая, восточная часть современной постройки восходит к XIV в. и имеет отчетливо готические черты: при входе в собор в глаза сразу же бросается деамбулаторий, окаймляющий центральный алтарь. Над алтарем возвышается изящный киворий XII в., представляющий одну из главных ценностей средневекового храма. Собор Барлетты сохранил яркие примеры загадочной романской пластики: многочисленные капители богато украшены фигурами людей, зверей, мифических персонажей, растительными орнаментами. Сохранился также оригинальный декор двух боковых порталов западного фасада, представляющий немалый интерес. Центральный портал был перестроен в эпоху Ренессанса.
БИТОНТО
Возможно, собор Битонто, посвященный святому Валентину, обладает самой выигрышной позицией после Трани. В отличие от своего прототипа (Сан-Никколо в Бари) его можно окинуть взглядом с близлежащей площади. С угла ярко видна планировка в форме латинского креста. Шесть арок галереи, выходящие на площадь, поддерживают элегантную лоджию. Изысканная готическая роза на западном фасаде окружена причудливыми животными.
МАТЕРА
Сейчас Матера принадлежит к провинции Базиликата, то есть к Апулии формально не относится, однако великолепный город, раскинувшийся на склоне горы, донес до нас множество памятников, родственных описанным выше. Кафедральный собор Матеры строился с 1203 по 1270 гг. и во многом напоминает другие апулийские соборы: аркатурные завершения фасада, разнообразная зооморфная и антропоморфная пластика в экстерьере и т.д. Над зданием возвышается кампанилла, ставшая высотной доминантной всей Матеры. Готическое окно-роза благодаря четырем окаймляющим его статуям превращается в колесо фортуны. Внутри собора сохранилась фреска XIV в. с изображением Страшного Суда, византизирующее изображение Мадонны, вокруг которой выстроен роскошный барочный алтарь из мрамора разных цветов, изящная ренессансная капелла с кессонированным циркульным сводом работы Джулио Персио и др. Среди деталей барочного интерьера основного объема храма — причудливые гротескные существа, фестоны из стука и тромплеи на потолке.
Герман Бароян, Алексей Изосимов
Список фотографий:
1) Бари. Собор святого Николая. Северо-восточный угол собора. Вид с площади.
4) Он же. Львы, поддерживающие колонны портала.
5) Он же. Буйволы, поддерживающие колонны портала.
6) Он же. Арки над центральным нефом.
7) Он же. Капитель в крипте собора.
8) Бари. Кафедральный собор. Вид на западный портал.
11) Мольфетта. Собор Конрада Баварского. Юго-восточный угол собора. Вид с набережной.
13) Он же. Капитель, поддерживающая подпружную арку на стене.
14) Он же. Скульптуры пророков (?).
15) Он же. Барабан центрального купола.
16) Он же. Барочный алтарь из разноцветного мрамора.
17) Он же. Распятие в одной из капелл собора.
18) Трани. Собор Николая Пилигрима. Северо-восточный угол собора. Вид с пирса.
20) Он же. Вытянутые апсиды на восточной стене.
21) Он же. Вид с площади на западный портал.
24) Он же. Центральный неф верхнего храма. Вид на алтарь.
25) Он же. Бронзовые ворота, выполненные Баризано из Трани.
27) Барлетта. Собор Санта-Мария-Маджоре. Вид с востока.
28) Он же. Западный фасад собора.
30) Он же. Боковой портал западного фасада.
31) Он же. Резьба на боковом портале. Детали.
33) Он же. Лев на углу собора.
35) Он же. Резная капитель внутри собора.
38) Битонто. Собор святого Валентина. Вид с площади.
40) Он же. Арочное оформление южной стены.
41) Он же. Роза на южной стене.
42) Он же. Детали западного портала.
43) Он же. Романская пластика.
44) Матера. Панорама города с кампанилой кафедрального собора.
45) Матера. Кафедральный собор. Юго-восточный угол собора. Вид с площади.
47) Он же. Оформление южной стены.
49) Он же. Внутреннее убранство собора.
50) Он же. Оформление капителей.
51) Он же. Оформление капителей.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.