• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Границы светского и церковного в Средние века и раннее Новое время

Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ в 2022 году.

Цель работы:


общая цель заключалась в том, чтобы выявлить способы взаимоотношения и взаимодействия между светским и церковным в Средние века и раннее Новое время на основе исследования недостаточно изученных аспектов проблематики.

Общий проект был разделен на 5 субпроектов:

а) «Взаимодействие церковного и светского в политической жизни домонгольской Руси»

б) «Лицо и тело в светском и церковном искусстве средневекового Запада»

в) «Светское и церковное в погребальных церемониях средневековых королей и князей»

г) «Церковное и светское в представлениях и деятельности православных элит украинско-белорусских земель и Московской Руси в XV-XVI вв.»

д) «Ономастическое измерение светского и церковного на излете русского Средневековья»

Результаты работы:

- вопреки сложившимся представлениям, выбор митрополита Русской Церкви в домонгольский период был не односторонним и не находился целиком во власти Константинополя, а был динамичным диалогом между Киевом и Царьградом: его кандидатура согласовывалась и даже могла выдвигаться русским посольством, а попытки нарушить такую практику приводили к тяжелейшим церковно-политическим кризисам;

- в XVI в. в Московской Руси не только представители Церкви, но и сами московские цари начинают обосновывать свою «самодержавную» власть христианскими принципами, а в русских землях, оказавшихся под властью польского короля, «вторжение» государства в дела Православной Церкви идет еще дальше и приводит к установления почти полного контроля светской власти над иерархией;

- с конца XV в. намечается сдвиг в инянаречении русской элиты: крестильным все чаще становится родовое имя, а имя, данное в честь святого дня рождения человека, оттесняется на периферию, причем выбор крестильного имени становится важным орудием в конструировании идентичности семей и династий;

- к XIII в. запросы западноевропейских мирян достигли той точки, в которой искусство уже не могло не ответить на желание видеть изображенное тело и лицо таким, какое они видели в повседневной жизни, а индивидуализация стала выражаться в самых разных плоскостях, причем одной из важнейших было изобразительное искусство, что, вкупе с активным освоением античного наследия, приводит к рождению средневекового западноевропейского портрета;

- католическая Церковь вынуждена была принять, терпеть, а со временем и сама использовать практику бальзамирования умерших, перенятую из светской сферы и под давлением светской власти, тем более, что она нашла прямое обоснование в ветхозаветных текстах.

Публикации по проекту:

Muraviev A. Facing the Faceless: Eastern Syriac Mystics before the mystery of effacing self, in: L'éloquence du visage entre Orient et Occident. Firenze : SISMEL Edizioni del Galluzzo, 2022. С. 57-70. 

16 эссе об истории искусства. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. 

Vinogradov A. Book review: Liturgical Past in Byzantium and Early Rus. By Sean Griffin. Studies in Medieval Life and Thought Fourth Series. Cambridge: Cambridge University Press. 2019. x + 275 pp. £75. ISBN 978 1 107 15676 0 // Early Medieval Europe. 2022. Vol. 30. No. 2. P. 298-300. doi

Виноградов А. Ю., Каштанов Д. В. Византийское прошлое русских иерархов // Восточная Европа в древности и средневековье. 2022. № 34. C. 60-65. 

Виноградов А. Ю. Религиозный аспект церемонии вокняжения в домонгольской Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2. C. 5-16. doi

Виноградов А. Ю. Роль архиепископа Нифонта в новгородских событиях 1136 г. // Slovĕne. 2022. 

Дмитриев М. В. От христианской антропологии восточнославянских православных культур XV-XVI вв. – к «провалу» социальной дисциплинаризации? // Chinese Journal of Slavic Studies. 2022. Т. 2. № 2. C. 1-19. doi

Литвина А. Ф.Успенский Ф. Б. Браки царей Ивана и Петра Алексеевичей и русская многоименность на пороге Нового времени // Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2022. Т. 67. № 1. C. 68-90. doi

Muraviev A., Brock S., Zieme P. Early Syriac Marriage Rite in a Service-book from Taipei // Orientalia Christiana Periodica. 2022. 

Avdokhin A. A Song-Sharing Service? Hymns, Scribal Agency, and “Religion” in Two Late Antique Papyri, in: Religious Identifications in Late Antique Papyri: 3rd—12th Century Egypt. London : Routledge, 2022. С. 45-68. 

Uspenskij F. The Authorship Manifestation in Íslendingabók by Ari Þorgilsson, in: W świecie bogów, ludzi i zwierząt. Studia ofiarowane Profesorowi Leszkowi Pawłowi Słupeckiemu. Rzeszów : Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2022. С. 87-93. 







 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.