• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж студентки Иляны Канджа об участии представителей факультета истории ВШЭ в работе медиевистической Летней академии при Мюнхенском университете 2-6 сентября 2013 г.


В начале сентября состоялась академическая поездка, организованная Лабораторией медиевистических исследований Высшей Школы Экономики: трое учащихся факультета истории (аспирантка Светлана Яцык, студентка 4 курса Лада Ковальчук и студентка 3 курса Иляна Канджа) под руководством профессора Михаила Анатольевича Бойцова и в компании коллег-историков из МГУ (аспирантки Елены Кузьменко и студентки 3 курса Анастасии Мелиховой) отправились в Мюнхен для участия в так называемой «Sommerakademie». Эта междисциплинарная Летняя медиевистическая академия проводится ежегодно Центром исследования Средних веков и Ренессанса при Университете имени Людвига и Максимилиана в Мюнхене (в этом году занятия академии проводились в тринадцатый раз). Мы оказались первыми студентами из России, которых наши немецкие коллеги пригласили на эту встречу (и, кстати, оплатили нам проживание в уютнейшей гостинице в двух шагах от университета). Оплату билетов любезно взяла на себя ВШЭ.

Стоит немного рассказать о концепции летней академии и форме ее проведения. Академия длится всего лишь неделю (в нашем случае со 2 по 6 сентября), и в течение этого времени мюнхенские профессора и доценты (а также и приглашенные лекторы, например, из Китая!) читают лекции по одной общей теме. Каждый год тематика летней академии разная – от полюбившихся нам на семинаре Михаила Анатольевича снов и видений до форм власти в средневековье (см. список). В этом году темой междисциплинарной Летней академии стали пираты. Честно говоря, феномен пиратства довольно далек от сфер интересов и тематики исследований собиравшихся в Мюнхен московских студентов, что вначале привело всех в некоторое замешательство. Однако в августе всем участникам Летней академии был разослан объемный ридер (в 188 страниц), в котором содержались как источники по каждому из докладов, так и различная исследовательская литература. Прочесть все тексты полностью оказалось не так то и просто, но это значительно облегчило понимание лекций и специфики сегодняшнего изучения пиратства в Средневековье и Ранее Новое время.

Всего было четыре учебных дня. Каждое утро, с трудом просыпаясь после почти бессонных ночей, проведенных за освоением ридера, и взбодрившись чашечкой кофе, наша дружная компания преодолевала труднейший путь в 100 метров и с двумя светофорами до исторического факультета – места проведения заседаний Академии. В день проводилось по четыре полуторачасовых лекции на различные сюжеты по пиратству: от Олафа Святого через Клауса Штёртебекера и Виталийских братьев к пиратству в Китае XVI-XVIII вв. Исследователь «пиратов» любой эпохи сталкивается со значительными методологическими трудностями, в первую очередь связанными с определением самого феномена «пиратства», поиском отличий пирата от корсара, и, следовательно, легитимностью определения того или иного исторического персонажа как пирата – эти проблемы часто становились предметом дискуссий, проводившихся после каждого из докладов. Некоторые из докладов не относились исключительно к историческому знанию: одна из лекций была посвящена пиратству в Китае как элементу экономической системы, другая относилась к английской филологии, а именно эволюции понятия «пират», прослеженной на протяжении столетий. Каждый доклад заканчивался традиционными для немецких университетов «аплодисментами» - стуком костяшками пальцев по парте (в первый день это даже немного пугало) и дискуссией, обсуждением возникших вопросов и многочисленных дополнений слушателей. К слову, вместе с нами занятия Академии посещали примерно двадцать немецких студентов.Большинство из них, как и мы, не связывают свои будущие исследования с изучением пиратства, однако такая романтическая и будоражащая умы темаестественно вызвала большой интерес. Мы пыталась принимать участие в обсуждении, однако это оказалось труднее, чем представлялось: если понимать лектора было довольно просто (все лекторы отлично артикулировали свою речь, зачастую дополняя доклад визуальной презентацией, что максимально облегчало понимание), то воспринимать на слух беглую немецкую речь неподготовленному слушателю, как выяснилось, крайне сложно. Немецкие же студенты поразили своей активностью и любознательностью: ни один доклад не остался без должного внимания и обсуждения.

На третий день после обеда занятия были перенесены из университета Людвига и Максимилиана в знаменитейший мюнхенский музей – Старую Пинакотеку. Там для всех участников Летней академии любезно провели экскурсию, в ходе которой мы увидели работы Дюрера, Босха, Брейгеля, Рубенса, да Винчи и других мастеров.

Наши мюнхенские приключения не ограничивались лишь посещением Академии – после лекций мы отправлялись… нет, не по знаменитым мюнхенским пивным, а в Баварскую государственную библиотеку, в которой даже удалось вполне плодотворно поработать и собрать материалы для своих исследований. (На сайте библиотеки, кстати, есть отличный каталог интернет-ресурсов и изданий, который может оказаться полезен любому исследователю).

Один из вечеров мы посвятили экскурсии в святыню любого медиевиста – Monumenta Germaniae Historica (сокращенно MGH). MGH – это институт по изучениюСредневековья, основная задча которого заключается в критическом издании исторических источников западноевропейского Средневековья и исследовании этого периода. Нам провели экскурсию по архиву института, его огромнейшей библиотеке, и нам даже посчастливилось немного понаблюдать за тем, как один из сотрудников работал над средневековой рукописью, готовя ее академическое издание, – и поговорить с ним.

Основные достопримечательности Мюнхена мы успели осмотреть в первый же день. Нас встретила Мария Панфилова – уже практически местный житель, ученица Михаила Анатольевича, которая уже полтора года учится в аспирантуре университета Людвига и Максимилиана. Мы обошли с ней весь исторический центр – увидели знаменитую Мариенплац со старой и новой ратушами, Фрауенкирхе, Театинеркирхе… Крайне любопытным для медиевистов оказался Баварский национальный музей с богатой коллекцией средневековой пластики (среди экспонатов есть даже работы Тильмана Рименшнайдера), а также собраниями изделий из слоновой кости, текстиля и коллекциями витражей. Пару раз вечерами мы ходили гулять в «Английский сад» - один из самых больших в мире парковых комплексов, - место отдыха для жителей Мюнхена и тихий уголок для студентов, где можно позаниматься на свежем воздухе. Также в один из вечеров после занятий Мария провела нам экскурсию по целому комплексу зданий университета Людвига и Максимилиана. Этот университет был основан еще в конце XV века в Ингольштадте, однако к 1826 г. он был окончательно перенесен в Мюнхен – на тот момент уже главный центр Баварии; сейчас же он является одним из самых крупных по количеству студентов и самых престижных немецких (и вообще европейских) университетов. Специально был построен университетский комплекс на Людвигштрассе (после войны его восстановили в первозданном виде) – настоящий «храм» науки с просторными залами, мраморными колоннами, купольными сводами и статуями античных мудрецов. В дальнейшем к этому главному зданию пристраивались дополнительные комплексы, в которых размещались новые факультеты. В результате вся Людвигштрассе стала университетским кварталом, где располагается Мюнхенский университет, Баварская государственная библиотека, множество книжных магазинов и «студенческая» церковь св. Людвига.

В последний день занятий Летней академии все ее участники собрались вместе уже в неформальной обстановке за ужином в ресторане, где удалось пообщаться уже не только о пиратах, но и узнать кое-что о жизни и интересах мюнхенских студентов, а также и рассказать о своих.

В наш последний день в Германии мы вместе с Марией Панфиловой отправились в Регенсбург – один из старейших немецких городов, где обосновались еще римские легионеры. В дальнейшем этот город стал центром могущественногогерманского епископства. Здесь же находилось аббатство Санкт-Эммерам, знаменитое своим скрипторием. С XIII века Регенсбург стал «вольным городом», пользовался самоуправлением, вел активную торговлю с Венецией, Парижем и — по меньшей мере с XII в. — с Киевом. О Регенсбурге как одном из организующих центров средневековой Германии много рассказывает его архитектура (он почти не пострадал от бомбардировок времен Второй мировой, в отличие от других немецких городов, например, того же Мюнхена). Во-первых, это готический собор, строительство которого началось еще в XIII веке – одно из архитектурных чудес Средневековья, которое может сравниться и с парижским Нотр-Дам, и с фрайбургским Мюнстером. Уникальность храма состоит также в том, что в северном нефе сохранились нетронутыми витражи XIII-XIV веков (что встречается крайне редко), на разглядывание которых мы потратили несколько часов. Потрясающий вид на собор открывается с огромного каменного моста XII века, ставшего своеобразным архитектурным каноном. Именно по этому мосту на другую сторону Дуная переправлялись участники Второго и Третьего крестового походов. Посетив еще исторический музей Регенсбурга, францисканский и «шотландский» (на самом деле ирландский)монастыри, мы, ощущая приятную усталость от столь полноценной экскурсии, вернулись в уже родной Мюнхен, провели последний вечер вместе нашей дружной компанией. А с утра уже разъехались кто куда: Света и Лада продолжать свое обучение в Германии, а остальные вернулись в дождливую Москву.

Для меня эта поездка в Мюнхен и участие в Летней академии стали незабываемым опытом. Несомненно, в ходе обучении в Академии мы пополнили багаж знаний по проблематике пиратства, да и по истории Средних веков вообще. Благодаря тому, что все занятия и общение проходили на немецком языке, мы смогли «подтянуть» язык, потренироваться как в повседневном, так и в «академическом» общении – надеюсь, все это станет отличной базой для дальнейшего изучения языка. Конечно же, интересно было и путешествовать по Германии, гулять по Мюнхену – думаю, это даже не нуждается в особом комментарии! Однако, на мой взгляд, самое основное, что дала мне данная программа – это возможность окунуться в академическую среду совершенно другой страны, почувствовать себя полноправным ее членом (хоть и на столь короткий промежуток времени), узнать об особенностях и традициях ремесла историка в Германии, о жизни и обучении студентов университета Людвига и Максимилиана. Все это заражает огромным энтузиазмом, подкрепляет решение и дальше идти по выбранному пути – заниматься историей Средних веков. Хочется верить, что участие студентов Высшей Школы Экономики в мюнхенской Летней академии станет хорошей традицией нашего факультета и Лаборатории медиевистических исследований, и многие другие студенты, занимающиеся медиевистикой, смогут принять участие в этой замечательной программе!

Иляна Канджа

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.