• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2012.03.24-26. ВИЗАНТИЯ В XI ВЕКЕ. Byzantium in the eleventh century. 45th Spring Symposium of Byzantine Studies. Репортаж Романа Шляхтина

Информацию о симпозиуме см. в Новостях.

Трехдневный симпозиум Общества продвижения византийских исследований (Society for Promotion of Byzantine Studies) открылся в Оксфорде 24 марта. Организатором симпозиума выступил Эксетер колледж, симпозиархами стали Майкл Джеффрис (Michael Jeffreys) и Марк Уиттоу (Mark Whittow).

Темой симпозиума был заявлен 11 век, и поэтому симпозиум начался с сессии, посвященной Михаилу Пселлу. Майкл Джеффрис рассказал об истории изучения Пселла в европейский странах, особо обратив внимание на долгую историю перевода трудов Пселла по магии и медицине, а также на историю изучения собственно хронографии. Из русско-советских византинистов вспомнил только Любарского и Каждана, про Безобразова напомнили из аудитории. Второй доклад в секции читал бельгийский исследователь Флорис Бернар, который разбирал историю понятий theatron и agon в контексте работ Пселла. Он пришел к выводу, что в некоторых случаях Пселл не имеет в виду конкретную ситуацию произнесения речи в определенной аудитории а выражается метафорически. Аудитория посоветовала докладчику обратить внимание на связь agon'a у Пселла с гомеровским агоном же. Закрыл секцию Жан-Клод Шене, который прочитал на французском языке доклад по биографии Пселла, в котором особо досталось англичанам (Пселл считал Англию мерзким местом, где не умеют говорить по-гречески).

После этого был перерыв на ланч, который проходил в здании все того же Эксетер колледжа. На ланч были вполне себе банальные бутерброды, чай с молоком и прочие положенные по канону радости. Специальные люди следили за тем, чтобы никто нигде не заблудился – в дворах колледжа потеряться и не найтись не сложно.

Вторую секцию открыл  Пол Магдалино. Он заявил, что корни изменений 11 века стоит искать в его начале, и рассказал о том, как Константин Багрянородный создал кружок энциклопедистов и как потом Василий II оставил этот кружок без работы. Именно во время Василия II византийцы активно ожидали конца света. По мнению Магдалино, именно в эту эпоху безработные энциклопедисты и занялись созданием того, что потом получило название byzantine ideological orthodoxy. В итоге к 12 веку страна подошла с уже готовой идеологической ортодоксией, которая была затем удачно вписана в новую идеологию Комнинов. После Магдалино выступал бывший профессор университета Дарема, а ныне православный священник Эндрю Лут, который рассказал о спорах вокруг символики евхаристии среди византийских интеллектуалов 11 века. Завершила секцию Джэйн Баун, которая рассказала о византийской эсхатологии 11 века, точнее об ее отсутствии.

В третьей секции были доклады, посвященные так или иначе тематике монастырей. Барбара Кростини (из университета Стокгольма) рассказала о роли монастырей в политических реалиях (точнее не могу сказать, не запомнил). После этого Дирк Краусмюллер сделал сообщение об изменении отношения к резким и ненормативным постам в монастырях 11 века (в начале века терпимое, а ближе к концу – даже святым предписывалось вместе со всеми есть и не выпендриваться). Джудит Райдер рассказала про борьбу Льва Халкидонита против Алексея Комнина и о том, как это описывается в "Алексиаде" и как вообще Алексей такие проблемы решал. Секцию завершил эмоциональный рассказа Георгия Парпулова из Болгарии, который на московском и петербургском (в значительной степени) материале показал изменение отношения к иконе и книжной иллюстрации в XI-XII веке и поведал о начале применения так называемой техники close-up (крупного плана) в иллюстрировании же.

День второй

День начался рано (в 9.00) с двух параллельных сессий свободных сообщений для младших византинистов. Я был на секции номер два. Народу было немного (человек двадцать), но в аудитории, несмотря на ранний час, были и значительные люди. В моей секции самым интересным был доклад Адама Издебского (Adam Izdebski) (Польша-Германия), который изучил палинологические данные, собранные на нескольких озерах в Малой Азии (на Бейшехире в частности) и сделал на основе этих данных  выводы о том, что там росло и как. На основе найденных археологами семян и прочих микрокомпонентов ему удалось выяснить, что в некоторых локациях условно "позднеантичный" тип земледелия сохранился до 11 века. Помимо Издебского в секции выступали греческие специалисты, а также студентка Ольги Сигизмундовны Поповой Александра Щербакова, которая докладывала про Осиас Лукас. Доклад был встречен с пониманием и вызвал вопросы со стороны старших специалистов по архитектуре. Саша Щербакова вообще оказалась единственной, кто представлял российское образовательное учреждение (МГУ) напрямую, а не от лица какой-то иной международной институции.

Первая часть основной сессии носила название "Византия изнутри" (Byzantium from Within). Джеймс Ховард-Джонстон (James Howard-Johnston) рассказал о памятнике Peira и его авторе: по мнению Ховард-Джонстона юридический текст был создан для школы судей Константина Мономаха на фоне растущей роли судей в управлении империей и необходимости прояснения некоторых законов. Следующий доклад американской исследовательницы Леоноры Невилл (Leonora Neville) был посвящен сакрализации власти в Византии в 11-12 веке. Невилл предложила использовать для описания сакральной власти понятия, которые были разработаны американскими исследователями истории религии, например понятие "локативной" (утверждающей порядок) и "утопической" (разрушающей границы) религий. Она продемонстрировала возможность применения понятий для описания изменений в империи середины 11 века, когда "удешевение" чиновных должностей и падение значения иерархии (tacis) совпало с падением сбора налогов (taxes). Леонора также указала на системообразующую роль налогового регистра в культуре империи.Ее выступление было поддержано Авриль Камерон (Avrile Cameron), которая призвала византинистов активнее использовать наработки американских религиоведов последних лет. Завершил сессию доклад Петера Сарриса (Peter Sarris), который рассказал об изменении анатолийского ландшафта и системы землепользования в 11 веке на основании обобщенных археологических данных. Он особо отметил, что смещение пограничной зоны на запад в конце века привело к появлению в западной Малой Азии новых форм ландшафта, и призвал чаще использовать завоевания ландшафтной истории (Landscape History).

Вторая часть основной сессии носила название "Византия и все что за ее пределами I" (Byzantium and beyond I). Сессию открыл румынский археолог Флорин Курта (Florin Curta) (работает в университете Флориды, США). Он рассказал о том, каким образом образ печенегов в византийских источниках можно связать с обобщенными данными современной археологии и указал на некоторые группы населения (миксоварвары), которые фиксируются на уровне находок, но редко фигурируют в источниках. Во втором докладе сессии Тим Гринвуд (Tim Greenwood) рассказывал о самосознании армянских горожан из региона Ани на материале надписей и архитектурного убранства церквей. В завершающем сессиию докладе Джонатан Шепард (Jonathan Shepard) рассказал о малоизвестных попытках императора Генриха II и папы Льва IX имитировать имперскую пропаганду Василия II, а также о важности паломничеств в Иерусалим не только в конце 11 века, но и в его начале. Свой доклад Шепард сопроводил презентацией, на которой особо выделил три коммуникационных маршрута (Средиземное море, путь из варяг в греки, Скандинавия-Англия), по которым в 11 веке шло распространение византийской материальной культуры: он специально отметил наличие византийского шелка в раскопах английских поселений 11 века.

Третью часть основной сессии "Византия и все что за ее пределами II" (Byzantium and beyond II) открыл Энтони Истмонд (Antony Eastmond), который рассказал об алтарной преграде в грузинских храмах 10-11 века и о месте посвятительных изображений в этих храмах. В своем докладе Истмонд уделил также большое внимание грузинским иконам. Второй доклад в сессии читал патриарх византийской истории архитектуры Роберт Остерхут (Robert Ousterhout). Он рассказал об исследованиях анатолийских пещерных церквей в районе Гереме: по его мнению, то, что традиционно считается монастырскими комплексами, на самом деле представляет собой большое число отдельных мемориальных часовен (memorial chapel) с примыкающими к ним трапезами. Остерхут отметил, что его выводы носят предварительный характер и нуждаются в дополнительной проверке. Третий доклад в секции читал симпозиарх Марк Уиттоу (Mark Whittow). Он предложил возобновить дискуссию о развитии феодализма в Византии, начатую еще Лемерлем, на основании новых, локальных определений феодализма, которые европейская наука дала в последние двадцать лет. Уиттоу отметил сходство отдельных особенностей устройства провинциальной Англии при норманнах и провинциальной Византии в 11 веке (в частности рост роли провинциальной знати, изменение ландшафта и формирование новых центров). По мнению Уиттоу, дальнейшее исследование темы может быть методологически перспективно.

День третий

Третий день конференции проходил в центре классических исследований имени супругов Иоанну. Началось все с секций коротких сообщений. Я был на достаточно странно сбитой секции в компании с Яном Бутом (Ian Booth) и польско-оксфордским коллегой Виктором Осташем (Wiktor Ostasz). Виктор рассказывал про практику (форсированного) переселения населения в Малой Азии 12 века на материале греческих и сирийских источников. На мой взгляд, получилось вполне интересно.

Основная сессия третьего дня состояла из четырех докладов. В начале Питер Франкопан (Peter Frankopan) поведал публике о суровой практике Алексея I Комнина по смене "ближнего округа" вокруг трона: в частности в 1090-х годах император поменял несколько забывших приличия родственников на крестоносцев. Франкопан вновь отметил лояльность крестоносцев Алексею, которую он подробно разобрал в своей последней научно-популярной книге (P. Frankopan. The First Crusade: Call from the East. Oxford, 2010). После Франкопана выступала Кэтрин Холмс (Catherine Holmes), которая рассказывала о датировке "Обозрения Истории" Иоанна Скилицы (1090-е годы), на которую указывают отдельные фрагменты его произведения. В частности, подробное описание алеппской компании при Романе III Аргире показывает "неправильность" и безрезультатность большой реконкисты на востоке: Холмс считает, что эта неправильность была очень ко двору во время норманнских войн Алексея.

Секцию продолжил доклад Димитриса Краллиса (Dimitris Krallis), который является главным специалистом по Михаилу Атталиату. Краллис рассказывал про то, как Атталиат описывает отношения между горожанами и разными представителями клана Вотаниатов. Именно описание этих отношений позволяет Атталиату создать образ союза между "людьми рынка" и военной элитой. Этот союз, по Атталиату (в прочтении Краллиса), позволил Вотаниату занять трон. Краллис также обсудил контекст понятия "демократия", которое употреблено в работе Атталиата несколько раз. В ближайшее время тезисы доклада будут развиты в полноценной монографии (появится на прилавках через неделю или две) и в комментированном переводе Атталиата (уйдет в печать этим летом).

Четвертый доклад в секции делала Шарлотта Руш (Charlotte Roueche), которая рассказывала о картине мира Катакалона Кекавмена. Помимо этого Руш рассказала аудитории о проекте создания в он-лайне корпуса текстов на старославянском/греческом/арабском языках на основе технологии гипертекста и цветового выделения возможных цитат и переосмыслений (ну чтобы было видно где условно оригинальный текст, где явное цитирование, где возможный парафраз и так далее). В принципе Шарлотта заинтересована в участии в проекте специалистов по старославу и не исключает того, что там будут какие-то небольшие деньги. Более подробную информацию об этом я постараюсь повесить в сообществе, как только получу ее сам.

Вслед за последним докладом последовала оживленная дискуссия (около часа) и церемония закрытия симпозиума с традиционными (но краткими) речевками. Закрыл симпозиум представитель университета Бирмингема, который пригласил всех участников на следующий симпозиум, который пройдет весной 2013 года в Бирмингеме и будет посвящен Греции в составе Византийской империи во всех возможных аспектах.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.