• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кнут Гёрих (Университет Людвига и Максимилиана в Мюнхене) прочитал доклад в семинаре "Символическое Средневековье"

18 сентября 2013 г. на очередном заседании постоянного семинара Лаборатории медиевистических исследований "Символическое Средневековье" выступил с докладом профессор  Мюнхенского университета Кнут Гёрих с докладом о символическом оформлении встреч императора Фридриха I Барбароссы с римскими папами


18 сентября 2013 года в Лаборатории медиевистических исследований состоялось очередное заседание семинара "Символическое Средневековье", на котором профессор Университета Людвига и Максимилиана в Мюнхене Кнут Гёрих представил доклад "С долженствующим смирением? Встречи императора и папы при Фридрихе Барбароссе" ("Verpflichtung zur Demut? Begegnungen zwischen Kaiser und Papst zur Zeit Friedrich Barbarossas").

Средневековое общество было выстроено строго иерархически. В каждой коммуникативной ситуации так или иначе выявлялось соотношение статусов ее участников – с помощью  одеяний, формул приветствия, жестов, порядка, в котором шествовали, стояли или рассаживались. Статус, на который претендовали князья и остальная знать, требовал постоянной визуализации и сценического выражения. В еще большей степени это относится к императору, стоявшему на самой вершине общественной иерархии. При попытках же сочетать такой менталитет знати с христианской добродетелью humilitas – смирения – возникали серьезные осложнения. Именно такого рода были проблемы, неоднократно отягощавшие встречи императоров с папами. В качестве примеров будут рассмотрены свидания Фридриха I Барбароссы с Адрианом IV в Сутри в 1155 г. и с Александром III в Венеции в 1177 г. Докладчик видел свою задачу в том, чтобы выяснить, при каких условиях император мог позволить себе унизиться перед папой. Одно из них, видимо, состояло в том, что при всех жестах смирения, делавшихся императором, обязательно нужно было показать, что его действия не были вызваны ничьим нажимом и, тем более, что ему не пришлось действовать по принуждению. Ведь то и другое оказалось бы несовместимо с его honor – честью, – а потому заведомо не могло быть предъявлено общественности.

Кнут Гёрих противопоставил встречу в Сутри как подготовленную недостаточно тщательно (что привело к конфликту, когда император отказался выполнить т.н. Stratordienst - подержать для папы стремя и провести под уздцы его коня) свиданию в Венеции, видимо, хорошо согласованному во всех деталях. Он предполагает, что в первом случае не было точно определено место встречи (и выполнения ритуальной "службы"), папский кортеж прибыл уже в императорский лагерь и кто-то из окружения Адриана IV начал требовать от Фридриха выполнения Stratordienst. Однако поскольку это можно было расценить как оказание давления на императора, тот отказался "унижаться под нажимом".  В Венеции же существенно, что отлучение с Фридриха было снято заранее и при отсутствии широкой публики, что позволило ему потом - на площали св. Марка - выполнить покаянный жест кающегося грешника, просящего вернуть его в лоно церкви, и простереться у ног папы совершенно "добровольно": правовой необходимости в этом проскинезисе уже не было.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой не все были готовы разделить предположения докладчика.

Кнут Гёрих является автором главной на сегодняшний день биографии Фридриха I Барбороссы, одним из лучших знатоков Штауфенов и председателем исторического общества по их изучению.




Goerich Moskau, Verpflichtung, Quellenblatt-1.pdf