• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжеты фарса : репортаж о докладе Михаила Леонидовича Андреева в "Символическом Средневековье"

Сюжеты фарса : репортаж о докладе Михаила Леонидовича Андреева в "Символическом Средневековье"

15 октября 2015 года в «Символическом Средневековье» состоялась встреча, посвященная сюжетам средневековых фарсов: с докладом об этом уникальном явлении народной культуры выступил литературовед и переводчик, специалист по истории итальянской литературы, сравнительному литературоведению и исторической поэтике Михаил Леонидович Андреев.
 
Фарс как феномен средневекового театра – это короткая пьеса бытового содержания с преобладанием грубого и физиологически откровенного комизма. Появление фарсов относится к XV – XVI векам – именно в это время во Франции, Германии и Италии создаются тексты, по сюжетам которых ставятся популярные в народе пьесы. С XVII века фарс претерпевает различные видоизменения, связанные, прежде всего, с драматической традицией, и практически теряет связь со средневековым жанром, повторяя лишь его незначительные комические приемы.

Наличие в фарсе сюжета – вовсе не трюизм для драматического произведения Позднего Средневековья, а его главная отличительная черта от других пьес комического характера таких, как moralité и sotie. Сюжетная характеристика фарса, как правило, зависит от объема пьесы и количества в ней героев. Средний объем фарса XV – XVI вв. невелик и составляет всего 378 стихов, из-за чего пьеса иногда производит незаконченное и оборванное впечатление, несмотря на то, что состоит из одной сюжетной линии и обращается к одной проблеме. Компактна пьеса и по количеству действующих лиц (от трех до пяти персонажей), что также влияет на характер ее сюжета и развитие действия на небольшой сцене. По сословному положению героем фарса может быть дворянин, священник или мещанин. По тематическому признаку выделяют фарсы о профессии, социальных отношениях, семейной жизни.

Тема семейной жизни, самый излюбленный сюжет фарса, традиционно делится на сюжет, предполагающий наличие у жены любовника, а также фабулу, кульминацией которой является ссора мужа и жены по поводу давнего конфликта. Метавариантом двух линий, отражающих горизонтальные отношения между супругами, выступает вертикальный сюжет об отношениях родителей и детей, рождающий хрестоматийный для Средневековья сюжет «придурковатого сына». Фарсы, в которых отсутствуют семейные отношения, чаще всего рассказывают о предательстве или обмане.

Уникальность фарса по отношению к другим драматическим произведениям неоспорима и наиболее ярко проявляется в сравнении с классической комедией, построенной так же, как и фарс, по принципу единой сюжетной сцены. Но несмотря на единство сюжетной картины, классической комедии свойственно нарушение и обязательное восстановление порядка, от чего избавлен фарс, провозгласивший анти-норму своей единственной нормой. К тому же, сюжет фарса двойственен, поэтому нарушение в нем порядка отнюдь не обязательно. Другими словами, такой сюжет статичен, и выхода на переустройство порядка, какой мы неизбежно наблюдаем в классических произведениях, в нем нет. Что же касается героев фарса, которые, как мы уже отметили, на протяжении всей пьесы «соревнуются» друг с другом, к концу постановки среди них так и не появляется конкретный победитель, ни за одним персонажем не закрепляется позитивное положение; только негативное.

Вследствие этого можно сделать вывод, что фарс по природе своей не несет нравственных и моральных ценностей и не ставит перед собой цель возвысить одни качества или осквернить другие: он лишь напоминает смотрящему, что на обманщика найдется еще больший обманщик, и облачает эту истину в форму, наполненную комизмами и гротесками, ради самого искусства фарса, а не для морализации.
 
Наталья Тарасова