• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От папы Урбана VIII к епископу Этьену Тампье: нетривиальная история “учения о двойственной истине”

На заседании семинара "Символическое Средневековье" выступил профессор Лука Бьянки. Средневековое учение о «двойственной истине», восходящее к аристотелевскому различению верного в абсолютном смысле и верного в смысле относительном, было рассмотрено по сочинениям Аверроэса и «аверроистов», Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Этьенна Тампье, Боэция Дакийского, Галилея



Совместное заседание семинара
"СИМВОЛИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ"
и семинара Центра античной и средневековой философии и науки

Luca Bianchi,

professore ordinario
Università degli studi di Piemonte Orientale Amedeo Avogadro

From pope Urban VIII to bishop Étienne Tempier: the strange history of the “doctrine of double truth”

Лука Бьянки,
ординарный профессор
Университета Восточного Пьемонта им. Амедео Авогадро

От папы Урбана VIII к епископу Этьену Тампье: нетривиальная история “учения о двойственной истине”


По прошествии нескольких месяцев после завершения процесса 1633 г. иезуит Мeльхиор Инхофер адресовал папе Урбану VIII небольшое сочинение под названием «Tractatus syllepticus», в котором ставил себе целью оправдать осуждение Галилея. Трактат открывался обвинением в том, что осужденный разделял мнение о подвижности Земли и неподвижности Солнца «в согласии с тем, как учит философия», но не  «согласно тому, как учит богословие»; далее Инхофер отвергал это «искусное различение», апеллируя к принципу, сформулированному V-ым Латеранским Собором 1513 г. и одобренному буллой « Apostolici regiminis» папы Льва X: «истинное не может противоречить истинному». Но каково происхождение и значение этого принципа? И правда ли, что Галилей отрицал его? Правда ли, что Аверроэс и «аверроисты» отвергали этот принцип, принимая так называемое «учение о двойственной истине», согласно которому некоторые постулаты могут быть истинными с точки зрения философии и ложными с точки зрения богословия, и наоборот? Принцип, удостоившийся одобрения папы Льва X и использованный советниками Урбана VIII против Галилея, действительно восходит к Аристотелю, и Аверроэс открыто высказывался в его защиту; однако обвинения в приверженности учению о «двойственной истине» на протяжении веков звучали в адрес многих философов задолго до Галилея. В самом деле, нам известно, что то же самое обвинение было предъявлено некоторым преподавателям факультета искусств Парижского университета в 70-е гг. XIII в. – и такими богословами, как Фома Аквинский и Роджер Бэкон,  и епископом Парижа Этьенном Тампье. Но какова была настоящая позиция этих философов? Например, Боэций Дакийский – одна из жертв обвинения, выдвинутого епископом Тампье в 1277 г., - вовсе не был адептом учения о «двойственной истине»; однако же он прибегал к аристотелевскому различению верного в абсолютном смысле (simpliciter) и верного в смысле относительном (secundum quid ), отстаивая автономность научного знания.