• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иерусалим в Константинополе и Константинополь в Иерусалиме: основные этапы развития византийской литургической традиции. Открытие семинара "Символическое Средневековье" в новом учебном году.

30 сентября семинар «Символическое Средневековье» возобновил свою работу. Новый сезон начался с доклада профессора Московской духовной академии и сотрудника Института русского языка РАН Алексея Пентковского, посвященного основным этапам исторического развития и проблемам изучения византийской литургической традиции. В дискуссии приняли участие Михаил Бойцов, Михаил Дмитриев, Александр Назаренко, Олег Воскобойников, Никита Ломакин и другие.



Обсуждение доклада Алексея Пентковского

Иерусалим в Константинополе и Константинополь в Иерусалиме: основные этапы развития византийской литургической традиции


30 сентября семинар «Символическое Средневековье» возобновил свою работу. Новый сезон начался с доклада профессора Алексея Мстиславовича Пентковского. В течение 50 минут А. М. Пентковский рассказывал о византийской литургической традиции в Константинополе и Иерусалиме и о взаимном влиянии двух центров в этом аспекте.

Константинополь являлся центром аккумулирования святости, туда свозили реликвии. Однако его значимость определялась в первую очередь тем, что он был политической столицей империи. Иерусалим же являлся центром духовной жизни, поскольку был главным городом библейских событий. Исследователи (в первую очередь А. А. Дмитиревский) видели в Иерусалиме место, где создавались литургические каноны, которые потом распространялись по всей христианской ойкумене. Однако А. М. Пентковский не вполне разделяет уверенность в правоте такого «литургического дарвинизма».

Докладчик заострял внимание на том, что обе традиции (и иерусалимская и константинопольская) первоначально находились под сильным влиянием Антиохии, однако впоследствии оба церковных центра стали развивать собственную традицию, зачастую одновременно влияя друг на друга. При этом на литургику центров оказывали влияние и внутренние факторы их жизни, такие как аскетические движения, монастыри, а также светская власть в лице императоров. Как выразился Алексей Пенктковский, «Константинополь и Иерусалим напоминали два химических вещества, вступавших в реакцию, при этом реакция происходила под влиянием многих других составляющих». После доклада завязалась оживленная дискуссия, в которой приняли участие Александр Назаренко, Михаил Дмитриев, Олег Воскобойников, Михаил Бойцов, Никита Ломакин.


                                                                                                                                Константин Мефтахудинов