• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выставка 2. Николай Лейденский: современный взгляд

 


Репортаж с выставки  "Николай Лейденский: современный взгляд"

в Музее Страсбургского собора (30 марта - 8 июля 2012 года)


 

Несколько месяцев Музей Страсбургского собора был закрыт ради подготовки выставки, изменившей его облик. Значительная часть экспозиции реорганизована, чтобы впервые воздать должное одному из самых загадочных скульпторов XV века: Николаю Герхарту Лейденскому (ок. 1420 - 1473). Его влияние на пластику Северной Европы того времени было огромно, однако очень небольшое число сохранившихся произведений, спорность атрибуций и датировок сделали его почти неизвестным широкой публике. Ролан Рехт, известный историк искусства, профессор Коллеж де Франс, в свое время посвятивший Николаю Лейденскому диссертацию (1987 г.), Сесиль Дюпё и Штефан Роллер впервые дали возможность увидеть большую часть разбросанных по музеям и частным коллекциям двух континентов работ скульптора в одном пространстве, к тому же очень подходящем: позднеготическом жилом доме рядом с собором.

Выставка организована совместно со скульптурным собранием Либигхаус во Франкфурте-на-Майне, где ряд произведений мастера был показан уже зимой. Но простой повтор был неосуществим хотя бы из-за невозможности транспортировки некоторых произведений. Страсбургские организаторы пошли своим путем, сделав акцент на новаторстве и на влиянии творчества скульптора на современников. Отсюда и название: un regard moderne. Несколько шедевров, хранящихся в музее, послужили основой для того, чтобы показать, как именно изменились и взгляд художника, и взгляд зрителя на произведение искусства, что нового мастер из Лейдена привнес в отношения между художником и зрителем и какое значение его открытия имели для всего европейского искусства.

Известно, что Николай изъездил всю Империю, от Вены до берегов Рейна, но мы не знаем никаких деталей его биографии до появения в Страсбурге в 1462 г. Поэтому вводная часть экспозиции знакомит нас, что называется с «контекстом»,  произведениями, на которых формировался его талант: работами мастера «E.S.» и художников круга другого великого скульптора XV века – Клауса Слютера.

 

                                                        1.  Мастерская Клауса Слютера. Фрагмент бюста св. Антония. Начало XV в.

 

 Именно за несколько лет жизни в Страсбурге, одном из богатейших свободных городов Империи, Николай Лейденский создал свои важнейшие произведения, принимая как заказы магистратов и патрициев, так и церкви. О росте его репутации свидетельствует приглашение на службу императора Фридриха III, по заказу которого Николай изготовил великолепную надгробную плиту, под которой и сегодня покоятся останки государя в венском соборе св. Стефана.

Стремясь продемонстрировать богатство физиогномического языка мастера, Ролан Рехт поместил рядом фрагменты двух бюстов с фасада страсбургской городской канцелярии и знаменитый портрет задумавшегося мужчины.

 

2.-3. Николай Лейденский. Пророк и сивилла(?), фрагменты бюстов с несохранившегося портала старой страсбургской канцелярии. Страсбург, 1463 г.

 
 


 

                                          4.-5. Николай Лейденский. Бюст мужчины (автопортрет?). Страсбург, ок. 1463 г.


 


Если первые словно с любопытством выглядывают из окна, чтобы принять участие в уличной сценке, второй погружен в себя. Все они – миряне, жители Страсбурга. Но сколь различно их отношение к зрителю! Одни приглашают к диалогу, другой, при всей выразительности лица, положением головы, направлением взгляда, сжатой в кулак ладонью и сложным разворотом тела – прячет от нас свои мысли. Есть версия, поддерживаемая и Рехтом, что перед нами автопортрет. В таком случае меланхолия на лице – знак чисто ренессансного представления о художнике как «дите Сатурна» (Сатурн, как известно, считался в астрологии покровителем меланхоликов, людей творчества). Неслучайно знаменитый бюст несколько лет назад участвовал в путешествовавшей по Европе и наделавшей много шума выставке "Меланхолия".

Одна из ключевых тем экспозиции посвящена изобретению Николая Лейденского: так называемому buste accoudé, поясному или погрудному изображению человека, облокотившегося на воображаемую раму окна или парапет. Помещенная в ложное окно или нишу, фигура изображенного персонажа благодаря движению головы и рук устанавливает со зрителем отношения нового типа. Динамичность позы и взгляда тем самым передается и чувствам; скульптор нашел способ выразить внутреннюю, душевную жизнь индивида. Восприняв находку мастера, его последователи удачно экспериментировали и с созданием пародий на нее...

 


 

                                                                               6. Бюсты наклонившихся мужчин. Страсбург, ок. 1500 г.


…но иногда несомненно упрощали исходную идею, сводя к минимуму физиогномические детали и выразительность драпировки, снимая тем самым всю прелесть индивидуальности модели.

 


 7. Фрагмент мужской головы. Мастерская Николая Лейденского или его последователей. Вена или Винер-Нойштадт, ок. 1470-1480 гг.


Впрочем, и напротив, утрирование всех этих черт, как видно в следующем фрагменте мужского бюста, также приводило к потере той гармонии, которую мы видим у Николая Лейденского.

 

 

 

                                                                       8. Фрагмент мужской головы. Верхний Рейн, ок. 1480 г.


Другая центральная тема экспозиции: образ Девы Марии. Деревянная «Дангольсхаймская мадонна» из Берлина, в последнее время приписываемая резцу нашего мастера, к сожалению, на выставку не попала, но параллели ей можно видеть в нескольких статуэтках. Сложнейшая драпировка подчеркивает связь тела и одежды, доводя до высшей точки развития поэтику складок, разрабатывавшуюся поколениями не только резчиков и скульпторов, но и миниатюристов и витражистов XII-XV вв. (10-11). Этим моленным образам свойственен совершенно особый аристократизм, видимо, отвечавший религиозным вкусам и социальному самосознанию купечества, патрициата и богатого клира.

     9. Богоматерь с младенцем на полумесяце. Страсбург(?), ок. 1470 г.

 

10. Автор Лотенбакской мадонны(?). Святая или Боматерь с младенцем. Страсбург, ок. 1470-1480.

 

 


Рейнское искусство второй половины столетия немыслимо без вклада Николая Лейденского. В лучших произведениях 1460-х гг. прослеживаются те или иные черты  его творчества: психологизм, интерес к индивидуальности модели, виртуозность в деталях.

 

 

12. Фигуры епископов с кафедры Страсбургского собора. Страсбург, ок. 1484-1486.

 

Однако специалисты находят влияние его творчества во всей Центральной Европе, как при жизни, так и после смерти: таковы скульптуры Марии и архангела Гавриила из капеллы в венском Хофбурга (первоначально часть группы из 13 статуй) с сохранившейся полихромией. Другой удачный пример – св. Иаков.


 

13. Последователь Николая Лейденского (Ганс Камензетцер?). Дева Мария и архангел Благовещения. Вена, ок. 1470-1480 гг.

 

               14. Св. Апостол Иаков Старший. Вена, ок. 1480-1490 гг.

 

 

Наконец, выставка была бы неполной без монументального, выполненного из одной глыбы, распятия из Баден-Бадена, единственной подписанной работы мастера, опираясь на которую историки искусства ломают копья над атрибуциями и датировками. Гипсовый слепок с оригинала установлен в одном из залов музея и, несмотря на несовпадение материала, производит сильное, трагическое впечатление благодаря удачному освещению. Чудом сохранившееся распятие веками стояло под открытым небом, на кладбище, до перенесения в церковь. Смелость скульптора не в том, что крест у нас на глазах превращается в Древо жизни, не в том, что он изображает страдание живого Человека, - они подробно описывались в дидактических и мистических текстах позднего Средневековья, вдохновлявших и верующих последователей "Нового благочестия", и художников, стремившихся всеми средствами передать именно человеческие переживания Спасителя и заставить зрителя подражать Христу. Смелость рейнского мастера - в совершенно особой, мы бы сказали, психологически обоснованной, правдивости каждой детали, от грубого, толстого гвоздя, проткнувшего обе стопы, до развевающегося на бешеном ветре покрова на чреслах (perizonium) и каждого шипа тернового венца, глубокого впившегося в кожу Распятого. Но самое удивительное - в выражении лица, переданном лаконичными, сложнейшими по тонкости исполнения нюансами. Это лицо человека, изможденного пыткой, но не сломленного. Это - победа жизни над смертью.

 

 

15.-16. Николай Лейденский и мастерская. Распятие. Страсбург, 1467 г.


Фотографии Ланы Мартышевой.

Текст Ланы Мартышевой и Олега Воскобойникова.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.