• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книжные новинки 2012 года

Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV-начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М.: Индрик, 2012.
В монографии на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV  – начала XVI в. Впервые противоцерковные движения русского Средневековья рассмотрены в первую очередь как религиозные явления в контексте еретических движений Западной Европы периода Раннего средневековья. Зарождение ересей прослеживается на фоне изменений, происходивших в религиозной практике церковных институтов XIV-XVI столетий. Исследованы такие явления, как формирование новых отношений в области взаимодействия мирян и клира. Особое внимание уделено процессам, формировавшим белое духовенство как институт и определявшим его взаимоотношения со светскими и церковными властями, а также со средой мирян. Проанализированы религиозные, социально-экономические и культурные феномены, которые были вызваны к жизни эсхатологическими ожиданиями накануне 1492 г. Представлена оригинальная концепция текстологической и творческой истории сочинений, являющихся основными источниками по избранной теме, – «Поучения патриарха Антония», «Просветителя» Иосифа Волоцкого, произведений митрополита Спиридона-Саввы. Для всех интересующихся историей и культурой средневековой Руси, древнерусской литературой.

 

Ауров О.В. Город и рыцарство феодальной Кастилии: Сепульведа и Куэльяр. М.: РГГУ, 2012.

В монографии на примере двух городов Центральной Испании, Сепульведы и Куэльяра, рассматривается одна из ключевых проблем медиевистики - характер средневекового городского строя и формы его включения в систему феодальной власти. Подробно исследована история изучения проблемы, представленная с учетом сложного интеллектуального и исторического контекста. Анализируются общие особенности кастильской территориальной общины (консехо) как специфической формы средневекового городского строя. Подчеркивается, что консехо XIII–середины XIV в. являлся не столько самостоятельным институтом местного управления, сколько инструментом сеньориальной власти, обеспечивающим взаимодействие сеньора (включая короля) и зависимой от него общины. Представлен развернутый анализ внутренних механизмов, определявших зависимое положение средневекового консехо, в том числе системы землевладения.

 

Афанасьева Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

Монография посвящена текстологическому и лингвистическому исследованию славянских переводов толкований на литургию, которые в конце XIII - начале XIV в. были включены в древнерусскую компиляцию «Толковая служба», вошедшую в состав Русской кормчей. Авторитет этого текста в Древней Руси был огромный, по сути дела, до реформ патриарха Никона это был основной памятник, где содержались ответы на вопросы, связанные с символикой служения литургии. Многие тексты, вошедшие в «Толковую службу», существовали в рукописной традиции параллельно с ней: они имели свою текстологическую историю до и после создания компиляции. Филологическое исследование этих произведений позволило сделать выводы о репертуаре толковых текстов на Руси и у южных славян, выяснить их датировку и локализовать перевод с помощью текстологических и лингвистических данных. Впервые вводится в научный оборот комплекс толкований на литургию древнейшего периода, имеющих большое значение для истории Русской церкви и для изучения древнеславянских книжных центров и переводческих школ.

 

Бартелеми Д. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М.Ю. Некрасова. СПб.: Евразия, 2012.

Эта книга является итоговым трудом ученого с мировым именем, ведущего французского медиевиста, профессора средневековой истории в университете Сорбонна, руководителя исследований в Практической школе высших наук, известного своими научными разработками в области исторической антропологии. Предпринятые им изыскания позволили по-новому взглянуть на механизмы, управляющие средневековым обществом, выделить его специфические черты, ускользавшие от внимания историков, занимавшихся этой проблематикой ранее. Не случайно во французской прессе результаты исследований Доминика Бартелеми сравниваются с прорывом, совершенным к середине XX века Марком Блоком. Книга о рыцарстве Доминика Бартелеми мало похожа на традиционные исследования этого феномена средневековой Европы и охватывает период, далеко выходящий за рамки возникновения и дальнейшего существования рыцарского сословия. Французский историк рассматривает рыцарство не только как специфическую военную касту, появившуюся в условиях политических изменений в X-XI веках, но как явление культуры, оказавшее определяющее воздействие на становление цивилизации западноевропейского средневековья. Доминик Бартелеми полагает, что рыцарство было своего рода "столпом" средневекового общества, впитав в себя основные ценности и установки той эпохи. На базе аутентичных источников он подвергает всестороннему анализу разные стороны жизни этого сословия. Ученый обращает внимание как на культурные завоевания рыцарства, так и на безнравственные и безобразные стороны его жизни: среди которых настроенность на военные конфликты, или презрение к труду. Особое место в книге занимает глава о так называемой "рыцарственной" культуре и литературе, ставшими своего рода мостом к литературе Нового времени. Книга будет хорошим подарком для всех изучающих французскую историю и литературу, а также для всех интересующихся рыцарями и рыцарством как культурным феноменом.

 

Балакин В.Д. Екатерина Медичи . М.: Молодая гвардия, 2012.

Екатерина Медичи (1519–1589) – одна из главных фигур на шахматной доске политической истории Франции второй половины XVI века. Итальянка, волею судьбы ставшая королевой Франции, она в течение трех десятилетий управляла ею вместо своих малолетних или недееспособных сыновей – сначала Франциска II, затем Карла IX и наконец Генриха III – и, надо сказать, делала это весьма умело, сохраняя единство страны в условиях жесточайшего политического кризиса и начавшихся религиозных войн. Несмываемым пятном на ее репутацию легли события Варфоломеевской ночи – но можно ли на нее одну возлагать ответственность за резню гугенотов, учиненную в Париже в ночь на 24 августа 1572 года? И что еще можно поставить в упрек ей? Свой взгляд на биографию этой незаурядной женщины предлагает автор книги, историк Василий Балакин.

 

Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: сб. статей. М.: Intrada, 2012.

Книга представляет собой сборник статей по материалам научной конференции «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», состоявшейся в РГГУ 23-24 сентября 2011 года. На широком и разнообразном материале известные учёные из Москвы, Уфы, Твери, Калининграда рассматривают проблемы семантики, семиотики, символики животных в словесности и изобразительном искусстве различных стран и эпох. Издание включает многочисленные иллюстрации.

 

Боюар М. де. Вильгельм Завоеватель. Спб.: Евразия, 2012.

Издательство «Евразия» предлагает читателю книгу французского историка Мишеля де Боюара, посвященную личности и правлению Вильгельма Завоевателя (ок. 1027-1087). Историки до сих пор спорят об итогах правления Вильгельма – герцога Нормандии, а с 1066 года английского короля: долгое время считалось, что, завоевав Англию, Вильгельм перевернул страницу в истории этой страны, введя в ней феодальные порядки, принявшись строить замки и притеснять коренное англосаксонское население. Мишель де Боюар предлагает свой собственный взгляд на историю основателя династии англо-нормандских королей.

 

Буайе Р. Викинги: История и цивилизация / Пер. с франц. М.Ю. Некрасова. СПб.: Евразия, 2012

История викингов по-прежнему таит в себе немало нераскрытых загадок. Остались вопросы, о которых по-прежнему спорят историки, политики и читатели, в том числе и пресловутый «спор о варягах». Действительно, как и почему викинги смогли, ворвавшись в пределы Европы, не встречая особого сопротивления, хозяйничать в ней на протяжении целых столетий, расшатав основы могущественных государств, таких как империя Карла Великого? Как им удалось удержаться и осесть в Нормандии, Сицилии, Исландии? Стояли ли они у истоков русской государственности или нет? Были ли они двигателем торговли своего времени или наоборот, тормозили её? Они ли открыли Америку? Опираясь на новейшие археологические данные и оригинальную трактовку источников, признанный знаток скандинавской истории, профессор Сорбонны Режи Буайе создал не просто книгу – он написал настоящую энциклопедию. В каждой главе досконально рассматривается отдельная сторона истории викингов: их повседневный уклад, быт, отношения между мужчинами и женщинами, право и судебные собрания, оружие, корабли, походы и военная стратегия, законы воинского братства, торговля и экономика, верования и мифы, контакты с соседними народами и государствами, жизнь викингов в традиционном скандинавском сообществе и за его пределами.

 

Васильев А.А. Византийская империя . М.: Алгоритм, 2012.

Профессор А.А. Васильев (1867 – 1953 гг.), выдающийся русский ученый, чьи труды по истории Византии известны во всем мире от России до США. И это не удивительно, так как они относятся к числу уникальных явлений в истории византинистики. Общих историй Византии, написанных одним исследователем, крайне мало. История Византийской империи А.А. Васильева – это прекрасный образец работы общего плана, где дана характеристика всех периодов истории Византии. До сих пор на русском языке не было полного изложения истории Византии, которое было бы кратким, четко и хорошо написанным, с современным научным аппаратом, позволяющим навести справки и осознать проблемы любого периода византийской истории. Эти бесспорные и очень важные достоинства работы А.А. Васильева обеспечат ей долгую жизнь среди широкого круга читателей.

 

Верещагин Е.М. Кирилло-Мефодиевское книжное наследие. Межъязыковые, межкультурные, межвременные и междисциплинарные разыскания. С двумя приложениями  . М.: Индрик, 2012.

Остромирово евангелие на протяжении двух веков было предметом исследования многих лингвистов: посредством традиционных методов анализа оно всесторонне и систематически описано. Для настоящей своеобразной монографии характерно обращение к неиспробованным еще аналитическим процедурам, равно как выбор таких проблем, которые, можно считать, не ставились. Эти аспектные разыскания решают, естественно, частные интересные вопросы и предполагают привлечение обильного конкретного фактического материала, но их можно подытожить в двух общих тезисах: Остромирово Евангелие на фоне других древних славянских евангелий отличается особой близостью к первопереводу Кирилла и Мефодия (и несет на себе отчетливый, хотя и неприметный, отпечаток личностных решений); по непревзойденному качеству перевода и высокой идиоматичности языка Остромирово Евангелие может быть образцом в назревшем общенациональном деле поновления славянской и русской версий Евангелия, называемых синодальными и принятых в современной Русской Православной Церкви. Оба тезиса продолжают, с опорой на новые неожиданные аргументы, концепции великих российских филологов XIX в. А.Х. Востокова и Н.И. Ильминского. В тематически примыкающих приложениях изложена еще одна («геометрическая») концепция глаголицы – азбуки, которой был записан протограф Остромирово Евангелие, а также рассмотрено оригинальное интерпретационное творчество первоучителя Кирилла (который в своей экзегезе опирался, наряду со святоотеческой, еще и на иудейскую традицию).Для палеославистов, русистов, философов, этнографов, культурологов, библеистов, литургистов, богословов, специалистов в области перевода, преподавателей высших светских гуманитарных и духовных учебных заведений, равно как для всех, кто интересуется древнейшим периодом бытования Евангелия и Кирилло-Мефодиевского наследия (в славянском мире и на Руси), а также его значением для современного поновления текстов Священного Писания Русской Православной Церкви.

 

Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

«Вестготская правда» («Книга приговоров») – кодификация законов вестготских правителей V–VII вв., осуществленная в середине – второй половине VII в. в Толедском королевстве вестготов, – является одним из наиболее важных памятников западноевропейского средневекового права. Созданная по образцу позднеримского «Кодекса Феодосия», она стала прямым продолжением традиции постклассического римского права. В период раннего Средневековья кодекс действовал на территории Толедского королевства. После его падения в результате мусульманского завоевания (711/713 гг.), памятник сохранял значение одного из важнейших источников испанского права вплоть до конца XVIII в.Полный комментированный перевод на русский язык осуществлен впервые.

 

Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII – XIII вв.) /Отв. ред. Б.Н. Флоря. М.: Знак, 2012.

В книге на материале литературных текстов, главным образом историографического и агиографического жанра, созданных в Древней Руси и других славянских странах на переходе от раннего к развитому средневековью, рассматриваются представления о власти и обществе в разных частях славянского мира. Авторы рассматривают этот период как время переосмысления, перестройки традиционных отношений между властью и обществом, в основе которых лежало представление о наследственной передаче власти одними членами правящего рода другим. Выявляются существенные изменения в представлении о характере таких отношений, которые находят свое основное выражение в обосновании необходимости для власти считаться с интересами общества, права общества избирать правителя, соответствующего его пожеланиям, и низлагать его. Показано большое разнообразие конкретных ситуаций - от переплетения новых и старых представлений в одних и тех же текстах до решительной победы одной из двух тенденций.

 

Всемирная история: В 6-ти томах. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / отв. ред. П.Ю.Уваров. М.: Наука, 2012.

В томе освещаются основные вопросы истории и культуры средневекового мира. В нем рассматриваются миграции племен, исследуются проблемы сосуществования оседлых и кочевых народов, пути развития мировых религий. Особое внимание уделяется типологии формирования средневековых государств, появлению на исторической арене новых мировых держав – империй и национально-территориальных государств, кочевых каганатов и восточных халифатов. Синхронизация социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в различных регионах Азии, Европы и Африки, позволяет усмотреть в совокупности уникальных цивилизаций определенное единство средневековой Мир-Системы.

 

Вьенно Э. Маргарита де Валуа: история женщины, история мифа. Спб.: Евразия, 2012.

Маргарита Валуа – это «королева Марго». Во всяком случае, так мы называем ее сегодня, думая, что хорошо с ней знакомы. Эта историческая фигура стала персонажем легенды задолго до Александра Дюма. Он дал ей это прозвище, но его героиня имела очень мало общего с женщиной-политиком, ловким дипломатом, писательницей, эрудиткой, меценаткой и воинственной правительницей, какой на самом деле была последняя дочь Екатерины Медичи и первая супруга короля Генриха IV. Поэтому, чтобы получить представление о ее сложной личности и понять смысл ее исторических решений, понадобилось по-настоящему переписать ее биографию. Но история Маргариты – это еще и история необычайно широкого распространения текстов о ней за четыре века, отмеченных пристрастиями их авторов – столь различных, как Ронсар, Брантом, Шекспир, Агриппад`Обинье, кардинал Ришелье, Вольтер, Мериме, Стендаль, Мишле, Дюма, а также Ги Бретон и РоберМерль. На этом частном примере можно увидеть главный принцип, по которому пишется история, передаются знания, искажаются образы и возникают мифы.

 

Габдрахманов П.Ш. Странный средневековый свиток. Загадки описания алтарных трибутариев в аббатстве св. Петра в Генте XIII в. Книга I. М.: ИВИ РАН, 2012.

В книге на материале манускриптов XIII в. из архива аббатства св. Петра в Генте исследуется практика повседневной работы составителей и хранителей средневековых документов. В центре внимания автора – пергаменный свиток, который содержит в себе довольно странную опись то ли грамот, то ли поименованных в этих грамотах алтарных трибутариев монастыря. Автор пытается найти ответ на вопрос о целях создания этого документа.

 

Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2011.

Монография посвящена сравнительному изучению раннесредневекового английского и древнерусского историописания. В первой части книги сопоставляется состав разновидностей исторических текстов, созданных или бытовавших в Англии до 1066 г. и на Руси до 1400 г. Вторая часть посвящена тому, как выглядела работа составителей средневековых анналов и летописей; вопрос этот исследуется главным образом на англо-саксонском материале, однако выводы сопоставляются с тем, что известно на сегодняшний день о труде древнерусских летописцев. Для историков, филологов и всех, кто интересуется средневековой историей, культурой и сравнительно-историческими сюжетами.

 

Грицевская И.М. Чтение и четьи сборники в русских монастырях XV-XVII вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012.

Монография посвящена чтению и четьим сборникам в крупнейших русских монастырских книжных центрах XV-XVII вв., а также судьбе древнего монастырского чтения как системы в XVIII-XIX вв. В монографии исследуются древнерусские монастырские четьи сборники с точки зрения особенностей породивших их четьих практик. Проанализирована терминология, применяющаяся при описании келейных четьих сборников, приведена их классификация. Исследуются как особенности строения монастырских четьих сборников, так и специфика их бытования и развития в древнерусской книжности. Подробно изучен ряд рукописных сборников XV-XIX вв., в том числе Скитский устав Русской редакции, сборник соловецкого монаха Варлаама Синицы, несколько сборников из коллекции Нижегородской областной библиотеки.

 

Давыдов А.Г., Карабед И.К., Маслов А.Н. Воинские традиции швейцарского Средневековья: очерки исторического развития, вопросы реконструкции материальной культуры. Нижний Новгород, 2012.

Книга посвящена истории военного дела и соответствующим аспектам духовной и материальной культуры в Швейцарских землях позднего Средневековья. Опираясь на данные разнообразных источников и привлекая значительный оббьем специальной литературы, авторы представили увлекательную картину становления швейцарских воинских традиций на фоне социально-политического развития Конфедерации в конце XIII – начале XVI вв. Основной текст дополняется богатым иллюстративным рядом, картами и приложениями, включающими, помимо прочего, переводы на русский язык нескольких средневековых хроник. Подробную аннотацию см.:http://citadelblog.ru/voinskie-tradicii-shvejcarskogo-srednevekovya/

 

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. Издание второе, в одной книге, исправленное и дополненное. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

Вниманию читателей предлагается исправленное и дополненное переиздание в одном томе трехтомной публикации сведений исландских королевских саг о народах Восточной Прибалтики, Древней Руси и Русского Севера (выходившей в 1993, 1994 и 2000 гг.), подготовленное известным специалистом по исландским сагам Т.Н. Джаксон.

 

Доманин А. Мечом и крестом: история духовно-рыцарских орденов Средневековья. Ростов: Феникс, 2012.

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена первых крестовых походов. В армиях крестоносцев сблагословения папы римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их и назвали духовно-рыцарскими орденами. Это уникальное порождение Средних веков, в основу которого лег синтез двух важнейших элементов средневекового духа – монашеских постулатов и идеалов рыцарства. Позднее духовно-рыцарские ордена стали оказывать решающее влияние на ход европейской истории. Некоторые из этих орденов, например, Мальтийский орден, существуют и поныне. В новой работе Александра Доманина перед читателями откроется впечатляющая панорама становления и развития крупнейших духовно-рыцарских орденов.

 

Дюмезиль Б. Королева Брунгильда. СПб.:Евразия,2012.

Работа Бруно Дюмезиля – не просто яркая биография Брунгильды. Французский историк подарил читателю настоящую эпическую сагу об «эпохе Меровингов» – её главных действующих лицах, варварских королях и знати, епископах и монахах, интригах при королевском дворе и провинции, борьбе за власть и влияние.

 

Жуанвиль Ж. де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика.СПб.: Евразия, 2012.

«Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика», написанная сенешалом Шампани Жаном де Жуанвилем, впервые издается на русском языке. Это одно из самых известных произведений западноевропейского средневековья, повествующее о правлении французского короля Людовика IX Святого (1226-1270) и его участии в Седьмом крестовом походе. Автор, будучи мирянином и приближенным Людовика Святого, не только создал свой, особый портрет этого средневекового государя – благодаря своему умению ярко и подробно живописать события, Жуанвиль смог очень точно и привлекательно нарисовать картину рыцарского общества XIII века. Перевод снабжен обширным научным комментарием, приложениями и картами.

 

Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII - XVII веков. Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М.: Северный паломник, Кучково поле, 2012.

Елена Золотова, всю жизнь изучающая средневековое искусство и, в частности, иллюстрированные рукописи, подарила международному научному сообществу редкую по качеству описаний и уровню полиграфии (вполне впрочем типичному для "Северного паломника") книгу. В ней впервые собраны воедино и описаны основные иллюстрированные рукописи, находящиеся сейчас в Москве.

 

Именослов. История языка. История культуры / отв. ред. Ф.Б.Успенский. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

Очередной сборник Центра славяно-германских исследований составлен по следам ежегодных круглых столов «Древняя Русь и германский мир в историко-филологической перспективе» и ряда докладов, обсуждавшихся на семинаре Центра. Первоначально семинар, как и круглые столы, были посвящены по преимуществу исторической семантике германских и древнерусских имен собственных. Позднее на заседаниях стали звучать доклады о средневековой агиографии, связанной с выбором имени, о древних прозвищах, о текстовых формулах и обряде заключении договоров, об этиологических легендах в средневековой историографии и о многом другом. Иными словами, история имени оказалась исключительно удобным трамплином для исследования культуры Средних веков и раннего Нового времени, исследования же историко-культурной проблематики были невозможны без привлечения собственно лингвистических данных, а также перевода и публикации источников. Это сложное переплетение и расширение тем отразилось в книге, предлагаемой вниманию читателей.

 

Историописание и историческая мысль западноевропейского средневековья: Практикум-хрестоматия в 3м кн. Кн. 1.: IV-IX века. /   авт.-сост. М.С. Бобкова [и др]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Нестор-История, 2012.

Настоящее учебное пособие представляет собой сборник фрагментов источников по истории исторической мысли и исторического знания Западно-Европейского Средневековья. Содержит как уже публиковавшиеся, так и не издававшиеся ранее источники, переводы которых были подготовлены для этого издания. Издание предназначено для семинарских занятий студентов по курсу Истории Средних Веков.

 

Каждан А.П. История византийской литературы (850-1000 гг.). Эпоха византийского энциклопедизма.   СПб.: Алетейя, 2012.

Согласно замыслу автора «Истории византийской литературы», этот фундаментальный труд должен был охватывать период в шесть столетий – с VII по XII в., но, к сожалению, Александр Петрович не успел завершить его – были написаны только три части, в которых история литературы доводится лишь до конца X в. В третьей, последней части рассматривается литература последующих полутора столетий (ок. 850 – ок. 1000 г.) –периода, именуемого обыкновенно Македонским ренессансом или эпохой византийского энциклопедизма. Книга А.П. Каждана, совершенно необычная и новаторская по своему методу, позволяет оценить литературу и культуру этого интереснейшего времени абсолютно по-новому – в ней создается цельная картина византийской литературы, прослеживаются основные тенденции ее развития, раскрываются характерные черты эпохи или даже индивидуальный стиль, «почерк» византийских авторов, многие из которых представлялись прежде безликими эпигонами античной традиции. Книга представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся культурой и литературой Средних веков.

 

Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М.: Ломоносовъ, 2012.

Книга «Монашество в Средние века» выдающегося ученого-историка, профессора Санкт-Петербургского университета Льва Карсавина увидела свет сто лет назад – в 1912 году, однако она по-прежнему остается лучшей из тех, что написаны о западноевропейском монашестве на русском языке. На относительно небольшом пространстве текста, емко и точно автор сумел рассказать об истоках монашества, берущих начало от первых христианских аскетов, отшельничестве и строгостях воздержания, создании монастырей и внутренней организации монастырской жизни, рыцарских и нищенствующих орденах, борьбе с еретиками и о многом другом.Лев Карсавин (1882–1952) до Октябрьской революции был профессором Петербургского университета. Большевики выслали его из России на знаменитом «философском пароходе». В предвоенные годы он служил профессором всеобщей истории в Каунасе и Вильнюсе, а после присоединения Прибалтики к СССР был арестован, приговорен к десяти годам лагерей и умер в заключении.

 

Каштанов С.М. Исследование о молдавской грамоте XV века. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012

Работа посвящена исследованию грамоты 1482 г. молдавского господаря Стефана III Великого, обнаруженной в архиве Ватопедского монастыря на Афоне в начале 70-х гг. XX в. Эта грамота не была известна издателям фундаментальной серии молдавских актов XIV-XVII вв., выходившей в 1960-1970-х гг. Плохая сохранность документа потребовала значительных усилий для полной реконструкции его текста, публикуемого в данной книге. В монографии делается попытка решить вопрос, кем могли быть контрагенты земельной сделки, которую узаконивал своей грамотой Стефан III, какие родственные отношения связывали получателей села Гергешти – неких Косте и Иона – с дарительницей этого села – Маргой. Углубление в дебри генеалогии позволяет как будто установить, что и дарительница, и получатели села Гергешти, фигурирующего, кстати, в этой грамоте впервые в истории, принадлежали к роду пана Негри, видного землевладельца Молдавского княжества и сподвижника воеводы Александра I Доброго.

 

Кибинь А.С. От Ятвизи до Литвы: Политические и социокультурные трансформации в бассейне Верхнего Немана в X-XIII веках. М.: Квадрига, 2012.

Исследование А.С. Кибиня – кандидата исторических наук, сотрудника кафедры истории славянских и балканских стран Исторического факультета СПбГУ - посвящено переменам в сфере политики, культуры и организации общества, которые происходили с X по XIII столетия на территории балто-славянского пограничья на юге Балтийского региона – в бассейне Немана. Основываясь на современных подходах в исследовании социокультурных и этнических процессов, автор вносит ряд существенных уточнений в общепринятую картину этногенеза ятвягов, литовцев и других балтийских народов, рассматривает во взаимосвязи процессы славянизации, христианизации и становления надлокальной политической структуры, а также прослеживает историю русских княжеств Понеманья до установления в них власти литовских князей.

 

Книга завещаний: Французские поэтические прощания и завещания XIII–XV веков / Пер. с франц. Я. Старцева и Г. Зельдовича. М.: Водолей, 2012.

"Большое завещание" Франсуа Вийона, включающее его знаменитые баллады, на века стало образцом для подражания, однако оно не было ни первым, ни единственным. В этой книге сделана попытка восстановить французскую средневековую традицию поэтических завещаний – трагичных и потешных, пародийных и возвышенных. В числе авторов Жан Бодель и Рютбеф, Николь Бозон и Ватрике Брассенье, Эсташ Дешан и Жан Ренье, Пьер де Нессон и Жан Молине. Эти произведения ранее не переводились на русский язык и почти все публикуются впервые. Само «Завещание» Вийона представлено в одном из немногих полных переводов.

 

Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: Евразия, 2012.

Эта книга о жизни человека средневековой улицы. Наш герой – чаще гипотетический – редко обладает собственным именем. Но даже и безымянный, он не обязательно был несчастным или бездомным и, как мы узнаем из одного египетского анекдота времени халифата, поигрывающим ключом от двери несуществующего дома ради имитации «достойного положения» в глазах уличной толпы. Этот человек – мужчина или женщина, простой ли ремесленник, или преуспевающий торговец, просто благополучный, а то и знатный человек, каким был, например, Кичик Мохаммед (Маленький Мохаммед), более известный как Мамай, и которому во второй половине XIV в. принадлежал золотоордынский город Солхат-Крым, мог стать героем любого из очерков только при одном условии: его деятельность должна была отразиться в материальной культуре своего времени. Попытка характеристики улицы средневекового города через цепочку тщательно отобранных артефактов, не принадлежащих дворцовому быту, не нова, но как система конкретных наблюдений – осуществлена впервые и по-своему уникальна.

 

Кривушин И.В., Кривушина Е.С. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене (Переводы. Комментарии. Исследования). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2012.

В эпоху Крестовых походов византийская тема превратилась в одну из главных в литературе средневекового Запада. Византийские сюжеты и персонажи стали неотъемлемой частью европейского сознания. Одними из самых знаковых образов оказались образы Константина Великого и св. Елены – общих исторических «предков» западно-христианской и восточно-христианской цивилизаций. Важным элементом средневекового цикла о первом христианском императоре и его матери стало предание о детстве и юности Константина, распространившееся в Европе в XII-XIV вв. Это предание, имевшее византийское происхождение, дошло до нас в двух вариантах – французском (пикардийском) и итальянском (латинском). Книга доктора исторических наук, профессора НИУ-ВШЭ И. В. Кривушина и кандидата филологических наук Е. С. Кривушиной предлагает читателю первый русский перевод средневековых французских и латинских сочинений о Константине Великом и его матери св. Елене. В приложениях представлены тексты, послужившие источниками предания или отразившие те или иные его варианты, в том числе первые русские переводы эфиопской «Легенды о Талассионе», итальянской «Истории и легенды о Манфредо» и фрагментов произведений Праксагора Афинянина, Юлия Фирмика Матерна, Никифора Каллиста Ксанфопула, Пьетро де Натали, Якопо Аквийского, Генриха Хантингдонского. Книга содержит три научных статьи, библиографический список, индексы имен и географических названий.

 

Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2012.

Эта книга проф. А. П. Лебедева является логическим продолжением его труда по истории Византийской церкви в IX-XI вв. Следуя тому же плану, что и в предыдущей книге, автор ставит целью осветить религиозную жизнь Византийского общества на протяжении четырех веков. Это был очень сложный период в истории Византии. С одной стороны, происходит упадок ее политического значения и уровня государственной жизни, а с другой стороны – это период подъема византийской культуры и образования (так называемые «комниновское» и «палеологовское» возрождение). А. П. Лебедев рассматривает внутреннюю жизнь Византийской церкви во всех ее аспектах – отношения между Церковью и государством в теории и на практике, нравственное состояние общества в данный период, состояние византийского образования, материальное и нравственное положение клира. Яркие характеристики императоров и Константинопольских патриархов значительно оживляют исследование.

 

Лемерль П. Первый византийский гуманизм.  СПб.: Свое издательство, 2012.
Книга посвящена интеллектуальной жизни Византии от ее начала до Х века, более всего IX-X векам – периоду, чрезвычайно важному для всего дальнейшего развития мировой культуры: именно тогда ученые византийцы переписали и таким образом спасли для потомков наследие античных греческих авторов. Автор прослеживает отношение к эллинизму в Византии от возникновения Империи до десятого столетия – века византийского энциклопедизма. В книге содержаться почерпнутые из источников интереснейшие сведения о византийском образовании, как школьном, так и высшем; о жизни византийских учителей и учеников;о библиотеках Империи, как светских, так и монастырских, и об их содержимом; о том, насколько в действительности темными были в Византии так называемые "темные века"; о роли иконоборческих споров в возрождении и дальнейшей судьбе византийского эллинизма; о появлении минускульного письма и о судьбе отдельных дошедших до нашего времени рукописей; о соотношении литературы мировой и религиозной и об отношении к ней византийцев; об исчезнувших книгах, чье содержание нам известно лишь из упоминаний о них в сочинениях византийских ученых; о людях, благодаря которым мы до сих пор можем читать произведения Платона, Аристотеля, Гомера, Еврипида; о жизни и деятельности великих византийских интеллектуалов, таких как Лев Математик, Фотий Константинопольский, Арефа Патрский.

 

Летописи и хроники. Новые исследования. 2011-2012. СПб.: Альянс-Архео, 2012.

Очередной выпуск сборника «Летописи и хроники» включает публикации хронографических и летописных текстов XV-XVII вв., а также новейшие исследования по истории русского летописания. В статьях рассматриваются вопросы авторства, прослеживается история происхождения и бытования летописей и хронографов, затрагивается широкий круг археографических проблем.

 

Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской империи. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

Книга Эдварда Н. Люттвака «Стратегия Византийской империи» представляет собою попытку ответить на вопрос о том, почему Византийская – Восточная Римская империя просуществовала почти вдвое дольше Западной. Этот вопрос уже не раз привлекал внимание историков. Ведь у Византии не было каких-либо особых географических или военных преимуществ по сравнению с Римом, а окружавшие ее народы и племена были не менее могущественны и коварны, чем те, что в течение пятого века нашей эры окончательно разорили Западную империю. Позиция Люттвака интересна тем, что он исследует череду событий византийской истории, используя не только традиционный инструментарий историков-теоретиков, но и методологию и набор средств, освоенные им в процессе работы в качестве специалиста по изучению современных нам государственных образований. «Стратегия Византийской империи» - это история формирования и развития комплексной стратегии Византии, включавшей в себя множество аспектов: военное дело, дипломатию, разведку, управление экономикой и финансами. Автор показывает, что Константинополь опирался не только и не столько на свою военную мощь, сколько на тактику дипломатических и политических интриг, стравливая своих реальных и потенциальных врагов между собой, своевременно заключая политические и военные союзы и в нужное время их разрывая. Византия редко стремилась к окончательному уничтожению своих соперников: нынешний враг завтра может стать твоим союзником в борьбе с другим, неожиданно окрепшим соседом.

 

Немецкие анналы и хроники X-XI столетий / Пер. И. Дьяконова, В. Рыбакова. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012.

В настоящий сборник вошли русские переводы нескольких памятников средневековой латинской историографии. Местом их составления были германские земли, а написаны они на латинском языке. Первый раздел включает анналы – погодные записи важнейших исторических событий, ведшиеся при монастырях и городских соборных капитулах. Это «Кведлинбургские анналы» – ценный источник по истории Германской империи в X – первой четверти XI века, «Альтайхские анналы»– важный источник по истории Восточной Европы вплоть до 1073 года. Также публикуются «Аугсбургские анналы», которые отразили позицию одной из противоборствующих сторон (императорской партии) в Саксонской войне, разразившейся во второй половине XI века. Особенно ценны «Хильдесхаймские анналы», принадлежащие к большой анналистической традиции: различные их части написаны в разное время, наиболее интересны сведения по истории первой половины XI и самого начала XII столетий. Во втором разделе тома печатаются две крупные немецкие хроники, посвященные преимущественно событиям XI века. Это «Деяния архиепископов гамбургской церкви» бременского каноника Адама (ок. 1075), а также «О Саксонской войне» Бруно (1082). Первая хроника – почти единственный источник сведений по истории Скандинавии и Балтийского региона в середине XI вв., а также по истории миссионерства. Вторая – яркий памфлет, направленный против императора Генриха IV и его сторонников и составленный участником и очевидцем многих событий борьбы за инвеституру, близким соратником архиепископа Вернера Мерзебургского.

 

Ненарокова М.Р. Каролингская эпоха: теория и история жанра. М.: ИМЛИ им. Горького РАН, 2012.

Эпоха Каролингов, в особенности правление Карла Великого, воспринималась современниками как возрождение Римской империи не только в отношении политики, но и культуры, и всего строя жизни. Однако империя франков, становясь наследницей античного мира, должна была превзойти его, ибо франки, в отличие от жителей Римской империи эпохи Октавиана Августа, были христианами. Сознательная ориентация на античную культуру времен Августа побуждала ученых франков создавать произведения, ориентировавшиеся на античные литературные образцы. Одним из жанров античности, воспринятым поэтами Каролингского времени, была буколика (от гр. «пастушеская песнь»), или эклога (от гр. «выбор»).

 

Неретина С.С. Воскресение политической философии и политического действия. Парижское восстание 1356-1358. М.: Голос, 2012.

В книге показан процесс возникновения политической философии и политического действия после многовековой (начиная с эпохи раннего Средневековья) христианской установки на анализ внутренней жизни. Этот процесс развертывается в первый период Столетней войны, в XIV в., в момент финансового, экономического и военного кризиса французского королевства.

 

Одиссей. Человек в истории. М.: ИВИ РАН, 2012.

Привлекая материал из истории разных стран, эпох, сословий и систем ценностей, авторы сборника размышляют о том, как формировались, эволюционировали и функционировали представления о предательстве и измене, в каких отношениях они были с религиозными, правовыми и другими нормативными системами. Нарисованная авторами сборника широкая панорама различных социальных ситуаций показывает, что в разные эпохи само понятие «предательства» отнюдь не было универсальным, а его семантическое поле была весьма вариативным и отличным от современного значения.

 

"О моей жизни" Джироламо Кардано / Сост. Ю.П. Зарецкий. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

Автобиография итальянского ученого XVI в. Джироламо Кардано "О моей жизни" - уникальный и до сих пор во многом недооцененный документ ренессанской эпохи. В ней удивительны не только рассказы автора о драматических перипетиях своей жизни, но и детальное описание им собственной персоны: внешности, характера, пороков, привычек, болезней, чудесных способностей. Она также погружает читателя в причудливый мир человека науки эпохи Возрождения, в котором странным образом переплетаются медицина, философия, астрология, механика, криптография.

 

Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / Пер. с франц. Е. Решетниковой. СПб.: Александрия, 2012.

Мишель Пастуро, историк-медиевист, заведующий кафедрой истории западной символики в Высшей практической школе (Париж), вице-президент Французского общества геральдики. Судебные процессы над животными, мифология цветов и деревьев, басенный бестиарий, появление шахмат в Европе, археология и семантика цвета, возникновение гербов и флагов, иконография Иуды – вот некоторые из тем, затрагиваемых в этой книге, материал для которой собирался в течение тридцати лет. В «Символической истории европейского средневековья» Мишель Пастуро обобщает свои труды по истории средневековой символики, которые уже изданы на многих языках мира (кроме русского), и принесли ему известность и славу первооткрывателя; некоторые работы были переработаны автором специально для этого издания.

 

Перес Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? / Пер. с франц. И.А. Эгипти. СПб.: Евразия, 2012.

Изабелла Католичка, королева Кастилии (1474-1504) – ключевая фигура в истории средневековой Испании. Ее неординарная личность словно связывает два периода в истории Пиренейского полуострова – Средние века и Новое время. В свое время Изабелла почиталась как правительница, завершившая семисотлетнюю эпопею Реконкисты и захватившая последний оплот мусульман на испанской земле – Гранадский эмират. Чтобы современный читатель понял весь масштаб деятельности Изабелла, достаточно напомнить, что именно она стояла у истоков экспедиции Колумба и открытия им Латинской Америки, учредила печально известную испанскую инквизицию и вместе с мужем, королем Арагонским Фердинандом, заложила основы объединения Испании в единое государство. Все это – вехи в истории развития западноевропейской цивилизации. Но насколько велик личный вклад Изабеллы Католички в эти и другие события, произошедшие в Испании в это время? Могли ли они произойти без нее в силу одной неотвратимой поступи истории? Не следует ли видеть за всеми решениями королевы влияние ее сурового и мстительного супруга, Фердинанда Арагонского? Именно на эти вопросы, причем в пользу Изабеллы, отвечает видный специалист по истории Испании XV-XVI веков, руководитель Дома Пиренейских стран в университете Бордо III – Жозеф Перес.

 

Петрухин В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. М.: Форум, 2012.

Книга посвящена проблеме формирования Русского государства в геополитическом контексте политических и этнокультурных процессов, проходивших в Европе в конце 1-го тыс. н. э., начиная с расселения славян. Особое значение придается исследованию исторических основ летописных известий о первых русских князьях, начиная с легенды о Кие и призвании варягов. Становление начальной русской государственности – городов, государственного права и культа, искусства – рассматривается с учетом взаимодействия разных этнокультурных традиций в Восточной Европе. Завершающий сюжет книги – выбор веры, характеристика начального русского христианства и отвергнутого язычества.

 

Петрушенко Л.А. Повседневная жизнь средневековой Европы.  М.: Молодая гвардия, 2012.

Книга историка и философа Л.А. Петрушенко, посвящена тому, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении — в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.

 

Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное / Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2012.

Публикуемые в книге статьи отражают результаты двух международных исследовательских программ, осуществляемых Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке ряда институтов РАН и зарубежных научных центров. Во-первых, это программа "Влияние православия и западного христианства на общества: сравнительный подход". Одна из основных задач этого проекта состоит в выявлении конфессионально-культурной специфики византийско-христианских традиций, которые оказали существенное влияние на разные стороны жизни православных обществ Восточной Европы в Средние века и Новое время. Вторая программа – "Украина и Россия: история и образ истории". Цель этого проекта – установить, в чем именно исторические пути России и Украины были сходны, а в чем – fразличны. В частности, ставится вопрос о соотношении православной культуры Московской Руси с православной культурой Украины. Собранные в книге работы отражают проблематику обоих проектов.

 

Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI - начала XVI века. М.: Северный паломник, 2012.

Портреты ктиторов и донаторов – заказчиков храмов, фресок, икон, рукописей и прочих произведений искусства – важный феномен культуры стран византийского мира. Изображения ктиторов раскрывают представления о взаимоотношениях человека с Богом и пути к достижению спасения, ярко характеризуют религиозное сознание Средневековья, особенности восприятия власти и общественной иерархии, наконец, позволяют реконструировать обстоятельства создания конкретных памятников. Предлагаемая работа представляет собой первое в отечественной литературе систематическое исследование русских ктиторских портретов XI – начала XVI в. Автор уделяет особое внимание выявлению этих произведений, их интерпретации в контексте общих закономерностей развития русского средневекового искусства, а также вопросу о своеобразии русской портретной традиции в сравнении с аналогичными традициями других стран византийского мира.

 

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012.

Основой настоящего издания является переработанное воспроизведение книги Вадима Рабиновича «Алхимия как феномен средневековой культуры», вышедшей в издательстве «Наука» в 1979 году. Ее замысел – реконструировать образ средневековой алхимии в ее еретическом, взрывном противостоянии каноническому средневековью. разнородный характер этого удивительного явления обязывает исследовать его во всех связях с иными сферами интеллектуальной эпохи. При этом неизбежно проступают черты радикальных исторических преобразований средневековой культуры в ее алхимическом фокусе на пути к культуре Нового времени – науке, искусству, литературе.

 

Полемическая культура и структура научного текста в Средние века и раннее Новое время: коллективная монография / Отв. ред. Ю.В. Иванова; науч. ред. Ю.В. Иванова, П.В. Соколов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

В монографию вошли исследования, целью которых является реконструкция контекстной истории аргументативных практик в различных областях интеллектуальной культуры Западной Европы античности, Средневековья и раннего Нового времени: в богословской мысли, в естественных науках, в схоластической философии, в литературе гуманистического движения. В центре внимания авторов монографии – важнейшие для донововременной европейской интеллектуальной культуры полемические сюжеты; аргументативная структура философских, научных и богословских сочинений; коммуникативные условия функционирования философского и научного знания; жанровые и логико-семантические особенности философских и научных текстов полемической направленности.

Традиционная «перспективистская» модель развития научных и философских концепций, господствующая в историко-философской и историко-научной литературе Нового времени, в монографии подвергается пересмотру. История философской и научной мысли предстает как серия трансформаций аргументативного поля философских и научных концепций – как история изобретения аргументов и воспроизводства полемических практик. В своей версии реконструкции историко-философского процесса авторы монографии стремятся максимально учитывать многообразие «внетеоретических» факторов развития философии и науки – социальных, политических, институциональных. Философские и научные концепции, тезисы, идеи анализируются как продукты речевых практик, определяемых коммуникативным узусом господствующих форм интеллектуальной культуры.

Содержание: http://www.hse.ru/data/2012/10/07/1244340615/polem1.pdf

 

Русское средневековье: Сборник статей в честь профессора Ю.Г. Алексеева. М.: Древлехранилище, 2012.

Сборник статей посвящен 85-летию выдающегося российского ученого, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Юрия Георгиевича Алексеева. Материалы сборника, подготовленные его учениками и коллегами в 2011 году, охватывают актуальные проблемы истории средневековой Руси в области историографии, методологии, источниковедения, исторической географии, генеалогии, военной истории, права, древнерусской книжности, монастырского землевладения, социальной, экономической и политической истории. Издание адресовано историкам, филологам и всем интересующимся историей Русского средневековья.

 

Саксон Анналист / Пер. И. Дьяконова. М.: SPSL-"Русская панорама", 2012.

«Хроника»Саксона Анналиста – одна из крупнейших в Средневековой Европе как по объему, так и по охватываемому ей периоду – считается одним из самых авторитетных источников по истории средневековья. О ее авторе ничего не известно (кроме того, что он - саксонец), но, как считают исследователи, при составлении своего труда он использовал более 100 независимых хроник разных авторов, а сам аноним получил уважительное прозвище Анналиста. По цитируемости «Хроника»Саксона Анналиста не знает себе равных, а по ряду событий является основным источником. Переводы фрагментов «Хроники» Анналиста кочуют из одной хрестоматии по истории средних веков в другую, однако полностью на русском языке эта «Хроника» публикуется впервые.

 

Самые забавные лживые саги. Сборник статей в честь Галины Васильевны Глазыриной. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012.

Предлагаемый вниманию читателей сборник подготовлен к юбилею единственного в нашей стране и одного из крупнейших в международном саговедении специалиста по древнескандинавским сагам о древних временах, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Галины Васильевны Глазыриной. В сборник вошли статьи отдельных российских, а преимущественно зарубежных саговедов, специалистов в этой узкой, но широко исследуемой в настоящее время, области.

 

Скардильи П. Готы: язык и культура. СПБ.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2012.

Предлагаемая читателю книга итальянского германиста Пьера Скардильи – перевод немецкого издания труда, впервые опубликованного в 1964 г. во Флоренции и посвященного взаимодействию готского языка и готской культуры, которая достигла своей высшей точки при короле Теодорихе Великом. Особое внимание уделено переводу Библии первым готским епископом Вульфилой, в частности возможному влиянию перевода Вульфилы на деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Исследование сопровождается публикацией с комментарием нескольких готских текстов.

 

Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Вып. 73 (1-2).М.: Наука, 2012.

Выпуск открывается традиционной рубрикой «Многоликая медиевистика», представляющей на этот раз направление «новой политической истории» в отечественной медиевистике и исследовательскую группу «Власть и общество» под руководством Н.А. Хачатурян. В разделах «Пространство церкви», «Скандинавия: короли, святые, епископы», «О людях и звездах: апологетика и критика средневекового знания» представлены исследования различных аспектов европейской культуры Средневековья. Раздел «Культурные идентичности человека XVI века» раскрывает новые грани идентификации и поведенческие стереотипы в раннее Новое время. Выпуск содержит публикации архивных находок и переводов источников. Большое место занимают рецензии на отечественные и зарубежные издания.

 

Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X - XV веков. М.: Изд-во ГПИБ, 2012.

Вера Вениаминовна Стоклицкая-Терешкович (1885 – 1962) – историк-медиевист, профессор Московского государственного университета, доктор исторических наук, крупный специалист по истории средневекового города. Первая публикация автора по этой проблематике, посвященная истории средневекового города, –«Очерки по социальной истории немецкого города в XIV – XV веках» –вышла в 1936 г. и предшествовала данной монографии.В настоящей монографии хронологические рамки гораздо шире: материал собран с Х в. по XV в. Объектом исследования явились города не только Германии, но также Франции и Италии. Автор выдвигал более широкий и разносторонний круг проблем: происхождение феодальных городов, борьба горожан с сеньорами, структуры городских населений, купечество и патрициат, правление патрициата и борьба с ним. Новое издание этой книги, которая заложила основные направления исследования города в советской медиевистике, дополнено вступительной статьей доктора исторических наук А.В. Сазанова.

 

Турилов А.А. Межславянские культурные связи эпохи средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М.: Знак, 2012.

Книга представляет собой комплексное исследование по истории средневековой культуры православных славянских стран, связанных общностью книжно-письменной традиции, восходящей к эпохе Кирилла и Мефодия. В работах, входящих в том, на большом фактическом материале рассматривается судьба кирилло-мефодиевского наследия в разных странах и регионах славянского мира с X по XVI в., ее общие черты, специфика и закономерности трансформации. Особое внимание уделено в книге межславянским культурным связям, их причинам, ходу и механизмам осуществления в периоды сближения национально-региональных традиций на рубеже ХII – XIII («первое восточнославянское влияние») и в XIV – XV вв. («второе южнославянское влияние»). Наряду с этим большое место в томе занимают и сюжеты, связанные с книжной «повседневностью»– реконструкцией разрозненных южнославянских кодексов, работой книгописцев и скрипториев. Исследования сопровождаются публикацией ряда уникальных и редких литературных текстов IX – XVI вв. Издание представляет интерес для широкого круга историков, лингвистов, литературоведов и богословов.

 

Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. И.А. Эгипти. Спб.: Евразия, 2012.

Алиенора Аквитанская (1124 – 1204) – одна из самых известных женщин западноевропейского средневековья. Внучка и наследница первого трубадура и могущественнейшего правителя Южной Франции, герцога Аквитанского Гильома IX, она шла наперекор устоявшимся традициям. Алиенора стремилась сама выбирать себе мужей, управлять своими землями, активно участвовала в политических событиях; не случайно одной из самых ярких вершин её жизни стало участие во Втором крестовом походе. Побыв супругой французского короля Людовика VII, она вышла замуж за будущего английского государя Генриха II Плантагенета и вместе с ним основала сильнейшую державу западноевропейского средневековья – «империю Плантагенетов».

 

Фруассар Ж. Хроники. 1340-1350 / Пер. М.В. Аникьева. СПб.: РХГА, Ювента, 2012.

Издание является продолжением русского перевода «Хроник» Жанa Фруассара, опубликованного в 2008 году. В нем представлены три основные редакции Книги Первой («Амьенский манускрипт», «Римский манускрипт», манускрипты «семейства А/В») и освещаются события Столетней войны, происходившие с 1340 по 1350 г. В центре внимания Фруассара – борьба за бретонское наследство между Блуаским и Монфорским домами; военные действия в Аквитании (1345-1346); поход Эдуарда III по землям Северной Франции, итогом которого стала битва при Креси и завоевание города Кале (1346-1347); англо-шотландское противостояние, обернувшееся сокрушительным поражением для шотландцев в битве при Невилз-Кроссе (1346); эпидемия чумы, охватившая Западную Европу в 1348 г., а также многие другие исторические события, случившиеся в указанный период. Основной текст «Хроник» Фруассара дополняет обширное приложение, в котором помещены переводы нарративных и документальных источников XIV столетия. Издание снабжено подробными научными комментариями, генеалогическими таблицами и историко-географическими картами.

 

Фурлан Ф. Диалогика: Возрождение и новые формы диалога. Итальянские сочинения Л.Б. Альберти. М.: Канон+, 2012.

Предметом исследований франко-итальянского ученого Ф. Фурлана является научное и литературное творчество знаменитого ренессансного гуманиста Л.Б. Альберти (1404-1472). В публикуемых очерках предложена его характеристика в рамках определенной классификации стилей (диалог, трактат, игра –lusus) и форм. Главное место уделено анализу итальянских диалогов Альберти, в которых, по мнению автора, тот использует изобретенный им жанр «домашней беседы». Особенно ценной для широкого круга читателей является изложенная практически впервые краткая история такой литературной формы, как диалог, начиная от Платона и Цицерона, и заканчивая эпохой Возрождения, для которой диалог стал главным средством выражения. Ренессансный диалог сконцентрировал в себе наиболее глубокие культурные черты новой эпохи, а у его истоков, как показывает Ф. Фурлан, стоял именно Альберти.

 

Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XIII - XV веков. М.: Наука, 2012.

В монографии исследуются процессы возникновения органов управления Французской монархии - судебных, финансовых  и административных – в период классического и позднего Средневековья, а также оформления особой социальной группы чиновничества.  В центр анализа впервые в историографии поставлен институт государственной службы как сложное политико-правовое и социокультурное явление, отражающее начальный этап складывания «бюрократической машины» и раскрывающее вневременные черты, присущие сфере исполнительной власти. Пристальное внимание уделено политической культуре средневекового общества: юридической и политической мысли, общественному мнению, бюрократическим практикам, торжественным ритуалам, символическим стратегиям самоидентификации.

 

Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. М.: ГПИБ, 2012.

Настоящее исследование посвящено состоянию городов Московского государства XVI в., положению городов как факторов культурно-экономической жизни. Автор определяет состав населения городов, занятия и повинности представителей каждого сословия, показывает особенности городских поселений, торговлю и ремесленную деятельностью в разных областях России того времени. В основу исследования положены писцовые книги, представляющие наиболее ценные данные по сравнению с другими источниками, в т.ч. множество цифровых данных.

 

Шишков А.М. Метафизика света. Очерк истории. СПб.: Алетейя, 2012.

Настоящая работа посвящена такому специфическому феномену в истории европейской культуры, как метафизика света, и в частности — английскому философу, теологу и ученому первой половины XIII в. Роберту Гроссетесту. в трудах которого упомянутое явление нашло, пожалуй, самое интересное для современного исследователя выражение. При этом задачей работы является не только последовательное изложение истории метафизики света с рассмотрением ее основных идей и направлений, но и попытка ответить на вопрос, почему именно свет стал объектом столь пристального всеобщего внимания на протяжении многих веков, какие качества позволили ему так резко выделиться из ряда иных явлений и занять свое уникальное положение в контексте человеческой культуры. Другой, но непосредственно вытекающей из только что очерченной задачи, целью исследования является доказательство того факта, что какого бы направления метафизики света мы ни касались, везде свет используется в качестве медиатора, играя роль связующего посредника между двумя противоположностями, и прежде всего между миром дольним и горним, тварным и нетварным. чувственным и умопостигаемым, земным и небесным. То есть, другими словами, свет, совмещая в себе несовместимые начала, объединяет всю тварь и более того – является соединительным звеном между тварью и Творцом.

 

«Rationale Divinorum officiorum» Wilgelmi Durandi в русском переводе конца XV в. / Отв. ред. И. П. Медведев. М.; СПб.: Индрик, 2012.

Издание представляет собой публикацию древнерусского перевода восьмой книги трактата богослова Вильгельма Дюрана XIII в. «Rationale Divinorum officiorum». Перевод был выполнен в конце XV века при дворе новгородского архиепископа Геннадия в связи с составлением Пасхалии на восьмую тысячу лет и является характерным образцом работы новгородской переводческой школы. Перевод трактата Дюрана послужил основой для литературных переработок в Древней Руси, среди которых как наиболее распространенные можно назвать статьи о високосе и индикте, сопровождающие «Миротворный круг», статью «О часех немецких, како бьют», статью «О днях гречьих» и «Предисловие святцам». Издание, кроме древнерусского перевода трактата Дюрана, содержит также параллельный латинский текст (по изданию 1486 г., с которого был выполнен перевод) и сопровождается латинско-древнерусским и древнерусско-латинским аннотированными словоуказателями, описанием рукописи и комментариями к тексту перевода.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.