• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2 - 5 октября в Москве с успехом прошла Международная школа молодых медиевистов "Динамичное Средневековье"

2 - 5 октября в Москве с успехом прошла Международная школа молодых медиевистов "Динамичное Средневековье", организованная Лабораторией медиевистических исследований и факультетом истории НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Германским историческим институтом в Москве, Институтом сравнительной истории Европы в Средние века Университета имени братьев Гумбольдт в Берлине и Немецким культурным центром имени Гёте в Москве при поддержке Фонда Герды Хенкель. Это первая профессиональная школа европейского уровня, проведенная медиевистами в нашей стране.

       
2-5 октября в Москве, в ГИИМ и в Культурном центре "Покровские ворота" прошла Международная школа молодых медиевистов "Динамичное Средневековье", организованная Лабораторией медиевистических исследований и факультетом истории НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Германским историческим институтом в Москве, Институтом сравнительной истории Европы в Средние века Университета имени братьев Гумбольдт в Берлине и Немецким культурным центром имени Гёте в Москве при поддержке Фонда Герды Хенкель.

         На странице проекта Dynamic Middle Ages можно найти, помимо списка участников, их проектов, а также программы Школы, большой фоторепортаж о ее ходе. Предлагаем познакомиться с первым поступившим к нам отзывом участника, аспиранта МГУ им. М.В.Ломоносова и Центрально-Европейского университета в Будапеште, византиниста Романа Шляхтина.

 

 

 

        Со 2 по 5 октября в Москве прошла Международная школа молодых медиевистов Dynamic Middle Ages. В ней приняли участие более двадцати аспирантов из разных стран Европы и около десятка профессоров.

 

Организаторы, модераторы, профессоры

 

        Идея школы возникла у Михаила Анатольевича Бойцова (НИУ ВШЭ) и Михаэля Боргольте (Университет имени братьев Гумбольдт, Берлин) пару лет назад. Она заключалась в том, чтобы соединить вместе молодые научные силы из России и Германии в рамках одной школы-конференции. Для этого новорожденная Лаборатория медиевистических исследований и факультет истории НИУ ВШЭ объединились с Германским историческим институтом в Москве, Институтом сравнительной истории Европы в Средние века Университета имени братьев Гумбольдт в Берлине, Немецким культурным центром имени Гёте в Москве и Фондом Герды Хенкель, что и обеспечило успех «заговорщиков» (как они сами себя прозвали). Кроме того, удалось выйти и за рамки собственно российско-германского сотрудничества и, при несомненном преобладании России и Германии, дать возможность выступить и историкам из других стран.

        Dynamic Middle Ages с самого начала отличалась от всех подобных школ жесткими даже по немецким меркам требованиями к участникам. Для предварительного отбора нас попросили отправить не абстракт, а детальное описание диссертации на английском языке, причем дедлайны пришлось соблюдать от начала до конца. Иностранным участникам оплатили визы, дорогу и проживание в Москве. Заявок оказалось много: из более полусотни выбрали двадцать три.

          Школа открылась 1 октября в Германском историческом институте. Рабочим языком школы был английский. Потом мы два следующих дня работали в зале культурного центра «Покровские ворота». Заседания школы шли с перерывами с 9.00 до 21.00. Лекторами, координаторами секций и рецензентами выступили как иностранные профессоры - Марциал Штауб (Шеффилд), Аннете Кенель (Мангейм), Геррит Яспер Шенк (Дармштадт) и Томас Вюнш (Пассау), - так и отечественные. Российская медиевистика была представлена Михаилом Бойцовым (НИУ ВШЭ) и Михаилом Дмитриевым (МГУ им. М.В.Ломоносова), византинистика – Сергеем Ивановым (СПбГУ), а также Рустамом Шукуровым (МГУ им. М.В.Ломоносова).

        Каждый профессор прочитал по одной лекции, в основном методологического характера. Мне запомнилась хорошо структурированная лекция профессора Кенель о роли «мастер-нарративов» в исследовании европейского Средневековья и как всегда яркое и эмоциональное выступление Михаила Дмитриева, посвященное ереси «жидовствующих» в средневековой Москве. Однако главной движущей силой школы были все же не преподаватели, а аспиранты, в чем и состоит основное отличие школ от конференций.

 

Аспиранты и презентации

 

        Схема представления проектов диссертаций показалась поначалу непривычной: автор проекта свою работу фактически не представлял. Эта задача ложилась на плечи назначенного заранее оппонента из числа ему подобных, кроме того мы все имели возможность прочитать проекты всех участников и заранее подготовиться к дискуссии. Оппонента назначали исходя из темы: например, я изучаю образ тюрок в византийской литературе XII века, а мою работу разбирала Стефания Монтемеццо из Веронского университета, которая пишет диссертацию по итальянским морским республикам XV века, сам я оппонировал работу Филиппа Винтерхагера из Университета имени братьев Гумбольдт о грекоязычной общине Рима в V-XI веках. То есть,мы не полные профаны в темах друг друга, но и не специалисты в узком смысле слова.

      Первые десять минут оппонент представлял обсуждаемую работу и задавал вопросы автору, в течение пяти минут тот «отбивался», затем модератор открывал свободную дискуссию на десять-пятнадцать минут, после чего следовало заключение автора. Жесткий регламент действовал отменно: ни вопрошающим, ни отвечающим модераторы не давали растекаться мыслию по древу. Впрочем, некоторым, ссылаясь на недостаток времени, этого вечного врага всех конференций, удавалось уходить от «неудобных» вопросов. Обсуждение одного аспирантского проекта занимало не более сорока минут, но обычно и не менее этого. Три проекта складывались в тематическую сессию, завершавшуюся кофейной паузой. Короткий перерыв неизменно завершался доброжелательным, но громким рабочим призывом очередного модератора – и снова в бой. Аудитория не расслаблялась: организаторы мягко, но твердо объяснили участникам, что пропускать сессии не полагается, поэтому в девять вечера в зале было столько же народу, сколько в девять утра. Помимо нас, в работе Dynamic Middle Ages приняли участие гости: студенты и выпускники ведущих московских ВУЗов и просто заинтересованные историки.

     Подробное и четкое обсуждение проектов стало главным достоинством школы. Организаторам удалось создать в зале атмосферу, в которой вопросы задавались легко и непринужденно, а дискуссии шли без агрессии и последующего выяснения отношений. Каждый получил шанс проявить себя и в качестве критика, и в самозащите. По общему мнению, несомненным лидером школы стал ученик Михаэля Боргольте Филипп Винтерхагер, задававший вопросы практически по каждому докладу. Из профессоров участникам школы более всего запомнилась Анетте Кенель, не жалевшая времени на обсуждение всех наших проектов.

 

Итоги

 

       Школа Dynamic Middle Ages показала, что никакого значительного методологического разрыва между аспирантами из России, Германии и других стран в принципе не существует. «Лет двенадцать назад все было по-другому, - сказал мне проф. Штауб, - существовал четкий разрыв между методологией советских медиевистов и медиевистов западных, но сейчас его нет». Как мне показалось, подавляющее большинство участников приняло последствия «лингвистического поворота», что позволяет аспирантам и профессорам из разных стран свободно общаться на общем языке, оперировать понятными всем терминами, не вдаваясь в долгие объяснения по поводу того, «что имеется в виду». Пожалуй, именно свободная дискуссия на темы магистрального развития науки и стала главным достижением конференции.

         За этой свободой, царившей как на заседаниях, так и в кофебрейках, на обедах и ужинах, чувствовалась непоколебимая воля, кропотливая работа и организаторский талант устроителей. Свободная дискуссия стала возможной благодаря долгой и тщательной работе организаторов. Присутствие в зале десяти профессоров не смущало, а скорее подзадоривало, мы не чувствовали духа иерархии, от которого, хочешь не хочешь, не абстрагируешься в университетской аудитории. В то же время мы понимали, что мы на своего рода репетиции защиты PhD и что нас оценивают по гамбургскому счету. Не последнюю роль сыграл и материальный фактор. Организаторы школы смогли создать «конференцию полного цикла». Участники были окружены заботой буквально с утра до вечера, как со стороны юных стажеров Лаборатории, так и со стороны друзей-волонтеров из ВШЭ и МГУ: они помогали гостям не заблудиться среди загадочных указателей и ненадежных светофоров, обеспечивали бесперебойную работу проекционной техники и жар в термосах для кофе. Отдельное спасибо стоит сказать менеджеру Лаборатории Марии Александровой: несмотря на чудовищную нагрузку, она смогла провести конференцию практически без помарок.

       Как мы и ожидали, Dynamic Middle Ages прошла динамично, на уровне самых высоких стандартов. Организаторов школы с этим можно и нужно поздравить.

 

Роман Шляхтин, МГУ им. М.В.Ломоносова, Budapest CEU

(под редакцией Олега Воскобойникова)