• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Call for papers : Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях: конференция в РАНХиГС

Мероприятие завершено

Лаборатория теоретической фольклористики РАНХиГС
приглашает принять участие в международной научной конференции "Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях", которая состоится 15–17 июня 2017 г. в РАНХиГС (Москва). Заявки принимаются до 20 апреля. Публикуем информационное письмо организаторов.

 

Сакральные образы в любую эпоху функционируют в сложном культурном и социальном контексте. Они маркируют, «осваивают» и «присваивают» пространство, формируют символическую топографию не только храма, но и городского или сельского ландшафта, структурируют индивидуальное и коллективное поведение, воспринимаются как полноценный субъект коммуникации. Образам молятся и угрожают, их просят о помощи и призывают в качестве свидетелей, шантажируют и принуждают к чуду, одаривают или пытают, торжественно хоронят или гневно «убивают». Подобные действия обращены не только на иконы или статуи святых, но и на миниатюры или фрески с изображением библейских сюжетов, сакральных предметов или символов. В отличие от других почитаемых объектов, специфика изображений в том, что практики общения с ними так или иначе связаны с их визуальной структурой, заложенным и воспринимаемым смыслом. Тем не менее вопросы семантики и антропологии искусства редко изучаются вместе. В фокусе внимания исследователей, как правило, оказываются либо иконографические особенности изображения, либо обряды, которые выстраиваются вокруг него. Одна из ключевых задач конференции – рассмотреть визуальные «образы-объекты» (см. об этом термине: Baschet J. L’image-objet // Idem. L’iconographie médiévale. Paris, 2008) в сложной взаимосвязи заложенных смыслов (регистр «написания»), уровней восприятия (регистр «прочтения») и зрительских стратегий коммуникации.

Для массового зрителя любая масштабная иконографическая программа или многофигурная композиция – текст с мерцающим, а зачастую полностью закрытым смыслом. Сюжеты, мотивы и знаки понятны рядовому прихожанину и даже читателю лицевой рукописи в более или менее ограниченном объеме. Свою роль играет и удаленность от зрителя многих церковных изображений, и мелкий размер отдельных фигур. Тем не менее «избыточность» визуальной информации может работать на ее эффективность. Средневековые авторы как на востоке, так и на западе христианского мира наделяли храмовые образы целым рядом взаимосвязанных функций. Среди них не только моленная и дидактическая (которая часто оказывается на последнем месте) – изображения порождают воспоминания, наводят на мысли о непознаваемой святости, определяют эмоциональный настрой, формируют эстетико-литургический синкретизм. Как верно отмечал Жером Баше, рассуждая о социальной роли храмовых образов, способы их бытования и регистры эффективности в культуре многочисленны и пластичны, они меняются и накладываются друг на друга в каждой конкретной ситуации. Изучению этого комплекса проблем будет посвящен международный форум.

 

В рамках конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

 

       От поклонения до мести: стратегии коммуникации с визуальными образами

       Роль зрителя: уровни понимания и регистры эффективности изображений

       Символы, маркеры, жесты: визуальный «микрорассказ» и вопрос о зрительской рецепции знаков

       Храм как «пространство образов»: визуальная программа собора в контексте литургического и индивидуального ритуала

       Традиция возрождаемая и конструируемая: почитание икон в России конца XX – начала XXI в.

       Ложные интерпретации визуальных сюжетов в научной и околонаучной среде: «биография» ошибок, каналы их трансмиссии и функционирование в социуме

 

Тезисы участников конференции будут опубликованы.

Рабочие языки конференции – русский и английский.

Оргкомитет рассматривает возможность возмещения расходов участников на проезд до/от Москвы и проживание в гостинице РАНХиГС.

Во время конференции будут организованы кофе-брейки для участников.

Оргвзнос для организации банкета в последний день конференции – 500 р.

 

Актуальная информация о конференции будет размещена на сайте http://www.shagi.ranepa.ru

Вопросы организаторам конференции можно задавать по адресу shagifolk@gmail.com

с указанием в теме письма: «Образ и культ: Вопрос»

 

Правила оформления тезисов:

 

Для всего текста: Times New Roman, 12 кегль

 

ФИО (выравнивание по правому краю)

Заголовок (строчными буквами, отбивается пробелом)

 

Основной текст: Выравнивание по ширине. Абзац: отступ на 1 cm. Функция «расстановка переносов» не используется. Ссылки внутритекстовые, в квадратных скобках [Мельникова 2006: 143–157; Meinecke 1996: 54] либо [Инф. 1]. Двоеточие перед [] не ставится.

 

Список литературы (выступ на 1 cm):

Мельникова 2006 – Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. 2006. № 4.

Meinecke 1996 – Meinecke M.Patterns of Stylistic Changes in Islamic Architecture: Local Traditions Versus Migrating Artists. New York: New York University Press, 1996.

 

Список информантов (выступ на 1 cm):

 

Инф. 1 – Кошев Фёдор Юрьевич, 1964 г.р., зап. И. Царевич в с. Балыкча Улаганского р-на Республики Алтай, авг. 2003 г.

 

 

 

Координаторы конференции:

Дмитрий Игоревич Антонов, к.ист.н.

Мария Дмитриевна Волкова, науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС

 

Оргкомитет конференции:

Дмитрий Игоревич Антонов, к.ист.н.

Александра Сергеевна Архипова, к.филол.н.

Мария Вячеславовна Ахметова, к.филол.н.

Марина Иннокентьевна Байдуж, ст.науч.сотр. ШАГИ РАНХиГС

Мария Дмитриевна Волкова, науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС

Дмитрий Юрьевич Доронин, науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС

Анна Андреевна Кирзюк, к.филос.н

Сергей Юрьевич Неклюдов, д.филол.н.

Дмитрий Сергеевич Николаев, к.филол.н.

Никита Викторович Петров, к.филол.н.

Дарья Александровна Радченко, к.культурол.

Надежда Николаевна Рычкова, к.филол.н

Ольга Борисовна Христофорова, д.филол.н.